«Перед моей картиной „Ранняя зима“ [„Ранний снег“] я подробно рассказал государыне [Марии Фёдоровне] про Бёхово, так что даже она захотела взять себе, но государь [Александр III] заметил, что зимние пейзажи наводят на него уныние: „И так у нас зима почти полгода“», — писал Василий Поленов7.
В зрелые годы камерным уголкам природы 1870-х годов, будто бы случайно выхваченным взглядом, ненароком «подсмотренным», Поленов всё больше предпочитает панорамные виды. Алексей Фёдоров-Давыдов считал «Ранний снег» одним «из лучших образцов такого монументализированного пейзажа». Окские дали вошли в пейзажный репертуар Поленова после покупки усадьбы в Бёхове. «Ранний снег» — это вид из окна флигеля. Хронологически он оказывается между «Грачами» (1871) Алексея Саврасова и «Над вечным покоем» (1894) поленовского ученика Исаака Левитана. Как и Саврасова, Поленова привлекла неброская, «тихая» красота переходного для природы времени. Вместе с тем здесь есть тяга к обобщению, которая будет развита Левитаном до философского масштаба, когда он буквально — взяв высокую точку — поднимется над конкретным пейзажным мотивом, превратив его в почти архетипический.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.