Царевна в картине Сурикова (для нее позировали знакомая художника Анастасия Добринская и его внучка Наталья) выходит из обители, в которой ей предстоит стать монахиней. В отличие от прежних непокорных и бунтующих героев Сурикова она принимает свою судьбу — не как насильственную необходимость, но как собственный глубоко прочувствованный выбор.
За спиной царевны — следящая за соблюдением этикета боярыня-мамка; игуменья, предвкушающая богатый вклад; на ее пути девушки-монахини — смиренные и любопытные, искренние и завистливые, разными путями попавшие в монастырь. Взгляд царевны направлен поверх их голов, она ступает по ковру, бережно неся в себе, как в хрупком сосуде, драгоценную живую воду веры.
Рядом с проходящей царевной склонила голову монахиня, по словам Сурикова, «глядящая в жизнь». Черты ее лица напоминают боярыню Морозову — в ней ощущается такой же страстный темперамент, пламя свечи изгибается ей навстречу словно от порыва невидимого ветра. Может быть, ценой мучительной внутренней борьбы, но и она обретает состояние монастырской тишины.
Героини картины — и кроткие, и непокорные, и полные земных забот — окружены сиянием драгоценных иконных окладов, пламенем свеч и лампад. Золотой Божественный свет пронизывает все и всех.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.