Лекция на тему «М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

Лекция на тему «М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Детская школа искусств № 2

Опера «Борис Годунов», написанная в 1869 году, шедевр, в котором Мусоргский осуществляет реформу.
«Прошлое в настоящем – вот моя задача» (Мусоргский). Главным действующим лицом оперы является народ. Мусоргский сформулировал задачу показать в опере народ «как великую личность, одушевлённую единою идеею». Таким образом, Мусоргский поставил социально-историческую проблему. Борьба, напряжение сил – основные принципы оперного действия.
Идея оперы раскрывается на уровне судеб государства и на уровне личности Бориса, образовывая 2 линии сквозного развития: трагедия народа и трагедия Бориса. Драматургический замысел Мусоргского, казалось бы, обращён в русло оперы-драмы. Но заканчивает оперу смертью героя, центр тяжести перенёс на трагедию человеческой совести царя-убийцы. В итоге в жанровом отношении вырисовывается опера-трагедия. Драматургия оперы многослойная, полифоническая. В ней переплетается несколько сюжетных линий при определяющем главном конфликте народ – царь. Музыкальный язык отличается новизной. Использует новый тип хоровых сцен: хоры-речитативы, исполнявшиеся небольшой группой людей, полифония хоровых сцен, персонификация народной массы. Традиционных сольных форм нет, вместо них использует монологи.
Лейтмотивы пронизывают всю музыкальную ткань, звучат в оркестре. Ими наделены почти все персонажи. Жанровая основа очень широка: крестьянская песня, причеты, протяжная, хороводные, игровые, церковная музыка и духовный стих, польские танцы (мазурка, полонез).
Начиная с Глинки, русская опера выдвинула как одну из ведущих тем – народ и история. Это дало рождение нового жанра – народной музыкальной драмы. Изменило драматургию оперы, выдвинуло на первый план народные силы. Конкретные решения были разные. У Глинки – могучие, ораториального типа хоры. У Мусоргского дано другое решение. Его народные хоровые сцены напоминают полотна Сурикова с его полифонией образов. Образ народа складывается из множества отдельных групп и героев, т.е. народная масса персонифицирована. Это Пимен, Варлаам, Юродивый. Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе. Первые две картины – страдающий народ: сцена ложного плача и сцена славления царя. Сцена у собора – раскрытие горя народа. Хор «Хлеба» вырастает из плача Юродивого. «Кормилец-батюшка, подай» – в основе одна попевка с проращиванием. Форма куплетно-вариационная. Картина страшного стихийного бунта народа. Для этой сцены Мусоргский нашёл уникальную драматургию – волновой принцип. Заканчивается песней Юродивого из сцены у собора «Лейтесь, лейтесь, слёзы русские».
Образ Бориса предстал в лирико-психологической трагедии. У Мусоргского больше подчёркивается человеческое страдание, чем у Пушкина. Две трагедии в жизни Бориса: муки нечистой совести и неприятие Бориса народом. Образ дан в развитии, три монолога раскрывают разные состояния. Таким образом, образуется своеобразная монодрама.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов оперы «Борис Годунов».


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе