Лекция на тему «Камерно-вокальное творчество М.И. Глинки»

Лекция на тему «Камерно-вокальное творчество М.И. Глинки»
12 мая 2025 14:00
Детская школа искусств № 2
12 мая 2025 16:00
Детская школа искусств № 2

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную вокальному творчеству первого классика русской музыки М.И. Глинки с прослушиванием музыки.
Романсы Глинки – драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII в. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики.
Романсы Глинки – в основном лирические произведения. Кроме лирики находят яркое отражение образы внешнего мира, картины природы, жанрово-бытовые моменты, картины далёких времён и стран. В итоге – по широте и объективности содержания романсы Глинки можно сравнить с лирическими стихотворениями Пушкина. И недаром именно в музыке Глинки поэзия Пушкина впервые получила равноценное выражение.
Романсы композитора создавались в пору высокого расцвета русской лирической поэзии. Глинка использовал тексты поэтов-современников - Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Батюшков.
Глинка опирается на самые популярные для того времени жанры: сентиментально-лирический романс, элегия, «русская песня», баллада. Также нередко Глинка опирается на жанровые признаки – жанр серенады, вальса, мазурки, польки, болеро, баркаролы.
Глинка создаёт произведения подлинно вокальные, в которых ведущая роль всегда принадлежит певцу. Мелодия в целом отличается редкой пластичностью и завершённостью. При этом использует разнообразные приёмы вокальной выразительности: широкую кантилену и выразительную декламацию, тончайшие нюансы в градации звука и тембровые контрасты.
Большую роль выполняют сольные эпизоды фортепиано – вступления и заключения, содержащие в себе сжатый, обобщённый образ романса.
Камерно-вокальное творчество Глинки прошло следующие этапы развития:
Ранние романсы (20-е гг.). Пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Жанры: элегия, патетический романс-монолог, «русская песня», лирический романс, «восточный» романс. Эти романсы проникнуты задушевными, мечтательными настроениями. При этом для них характерна строгая простота и сдержанность выражения, отсутствие излишней «надрывности», ясность и стройность мелодии. Романсы этого периода сыграли немалую роль в формировании оперного стиля Глинки.
Романсы начала 30-х гг. Отражены впечатления от природы и быта Италии, её певческой культуры. Романсы «Венецианская ночь», «Победитель», «Желание» отражают романтическое ощущение молодости, счастья и красоты жизни. Стиль Глинки в этих романсах уже вполне сложился.
Зрелый период (1836 1842 гг.). Это наиболее плодотворные годы, когда Глинка создаёт свои лучшие романсы и достигает классического совершенства в трактовке самых разнообразных жанров и форм вокальной лирики. Романсы этого периода охватывают широкий круг поэтических тем, сюжетов и настроений – от мрачно-фантастической баллады «Ночной смотр» до простодушной «Колыбельной песни», от героического «Рыцарского романса» до глубокого драматизма элегии «Сомнение». Главная роль принадлежит поэзии Пушкина. Работая над лирическими стихотворениями Пушкина, Глинка достиг той гармонии формы и содержания, которая сделала его романсы равноценным отображением пушкинской поэзии. Романсы: «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Мери», «Где наша роза».
Поздний период (1842–1857 гг.). Характерны две тенденции: с одной стороны – светлая, жизнерадостная лирика, выражающая радость бытия (поэзия Пушкина); с другой стороны – черты глубокого драматизма, лирика скорбного раздумья (созвучная поэзии Лермонтова). Особое значение приобретает жанр «романса-портрета», в котором господствуют светлые, грациозные образы юности и красоты. По-прежнему привлекают образы природы («Финский залив»). В романсах, написанных в жанре романса-монолога («Песнь Маргариты», «Молитва», «Ты скоро меня позабудешь», «Не говори, что сердцу больно»), усиливаются черты психологической углублённости, отражающие новые тенденции русской лирической поэзии конца 40-х – начала 50-х гг.
Лекция будет сопровождаться звучанием романсов М.И. Глинки: «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Венецианская ночь», «Не говори, что сердцу больно», «Сомнение».


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе