Крупным центром древнерусской культуры в период феодальной раздробленности был Новгород. Благодаря героическому отпору, который встретили здесь монгольские орды, Новгород не пострадал в такой степени, как другие русские города. Новгород оказался хранителем древнерусских культурных традиций. Примерно с 1478 г. Новгород становится аристократической боярской республикой. Искусство Новгорода отмечено чертами яркого своеобразия. Основы художественного быта – те же, что и в Киеве.
Фольклорный пласт. Реалистически точную картину новгородского быта дают былины. В них воспеваются события внутренней жизни большого шумного города. Популярным героем становится Садко.
Церковное искусство. Существовала своя традиция распевов. Также именно в Новгороде возникает многоголосье (трёхголосье). Истоки его возникновения лежат в подголосочной манере народного пения. Иван Шайдура вносит коррективы в записи напевов: при словах ставил киноварные пометы.
Развивалось искусство колокольного звона. Колокола входят в употребление в русских церквах с середины XI века. В Новгороде колокольные звоны были доведены до степени высокого и тонкого искусства.
В XIV веке начинается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. В XV XVI веках наблюдается подъём русского искусства, которому свойственны черты «возрожденчества»: усилившееся чувство личного, интерес к внутреннему душевному миру человека, стремление запечатлеть красоту окружающего мира в ярких красках.
Величайшим живописцем древней Руси был А. Рублёв, светлое, одухотворённое искусство которого проникнуто глубоким гуманизмом, душевной теплотой и мягкостью. Рублёв воплотил в своём творчестве новый нравственный идеал, отличный от суровой аскетической морали средневековья. С конца XV века в Москве развёртывается широкая строительная деятельность. Возводятся каменные стены Кремля, Грановитая палата, Успенский, Благовещенский, Архангельский, Покровский соборы.
Создаётся большой летописный свод с 16 000 рисунков – «Лицевой свод», в котором был пересмотрен, дополнен и отредактирован весь материал предшествующих русских летописей. В1551 году был утверждён обширный кодекс церковных и светских правил – «Стоглав». Дополнением к «Стоглаву» служил «Домострой», устанавливающий нормы поведения в области частной семейной жизни.
Музыкальное искусство развивалось в трех направлениях.
Народный быт. Во всех слоях общества культивировалось светское музицирование, опирающееся на народные традиции. Характерное явление – скоморохи, которые не только развлекали царя, но и прославляли его мудрость, отвагу и могущество.
Светское искусство. Расширение связей Русского государства с западными странами способствовало проникновению на Русь новых европейских форм музицирования. В1586 году королевой Англии были присланы клавикорд и орган.
Церковное искусство. Окончательно складываются формы знаменного пения, обогащается круг его напевов, предпринимаются первые попытки теоретического осмысления его закономерностей. Так в XV веке появляются руководства к чтению знаменных рукописей. В конце XV – начале XVI веков был учреждён придворный хор «государевых певчих дьяков». XVI веке был также временем интенсивной творческой деятельности. В церковнопевческих книгах впервые начинают упоминаться авторы отдельных песнопений: Савва и Василий Роговы, Фёдор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш, Маркел Безбородый и др. В это время появляется понятие «распевания» богослужебных текстов – сочинения для них новых мелодий на основе принятых в знаменном пении попевок и типов мелодического движения.
Лекция будет сопровождаться звучанием примеров колокольного звона, былин, народных песен.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.