Игра Великорусского оркестра производит на слушателя чарующее впечатление. Безукоризненное по технике, гармоничное, стройное, выдержанное и полное жизни исполнение доведено Андреевым до высокой степени художественного совершенства. Новизна и мягкость музыки, замечательная сыгранность оркестра, то лихие, то протяжные мотивы чисто русских песен доставляют высокохудожественное наслаждение и будят в душе что-то необычное, но глубоко родное.
Концерты балалаечного кружка в Петербурге, Туле, Москве и других городах дало благоприятную возможность Андрееву раскрыть свой талант: в качестве аранжировщика мелодий, преимущественно плясовых и в качестве композитора. Первые сочинения для балалайки соло — Марш и вальс «Балалайка» — не заинтересовали публику, а переложения русских народных песен «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «По улице мостовой», «Барыня» были оценены по достоинству. В 1889 году «Кружок любителей игры на балалайках» выступали с концертами в Париже. Главный результат парижских гастролей состоял в том, что «Кружок любителей игры на балалайках» заставил заговорить о себе как о крупном художественном явлении в русской музыкальной культуре конца XIX века. Расширение концертного репертуара привлекло внимание выдающихся музыкантов-профессионалов, ранее скептически относившихся к его делу. В. В. Андреев начал работать с профессиональным музыкантом, знатоком русской народной песни Н. П. Фоминым. Времена любительского музицирования, процветавшего в середине XIX века, уходило в прошлое. Укрепление профессиональных основ раскрыло перед андреевцами пути дальнейшего художественного совершенствования. Заметно вырос в качественном отношении репертуар, в создании которого принимал участие Н.П. Фомин. Изменился и сам состав «Кружка», в него влились талантливые молодые музыканты с консерваторским образованием. В середине 1892 года состоялись вторые гастроли «Кружка любителей игры на балалайках» во Франции. Андреев отобрал всего пять человек, но это были музыканты профессионалы. В. В. Андреев очень волновался перед концертами, но напрасно, вместо одного дня во Франции они пробыли пять месяцев, давая концерты в разных городах. Кульминационным моментом этих гастролей было присуждение Андрееву почетного звания члена Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку». Новаторство Андреева, его вклад в русскую музыкальную культуру получили полное признание на родине и за рубежом. Французские гастроли завершили важный этап в истории оркестра — этап ансамблевого исполнительства на однотипных инструментах. Достигнув, казалось бы, зенита славы, Андреев, тем не менее, испытывал беспокойство в отношении будущего «Кружка» и перспектив дальнейшего развития. Конечно, на балалайках можно было воспроизвести всю шкалу динамических оттенков, от нежного шепота в протяжных лирических песнях до мощного фортиссимо, напоминающего звучания целого оркестра, в плясовых. Но это были одни балалайки и только балалайки! В конце 1895 — начале 1896 годов обстановка стала особенно сложной. Резко сократилось количество концертов, материальные дела «Кружка» ухудшились, Андреев решил расширить состав ансамбля. Ансамбль разросся до шестнадцати человек, но и это не помогло, звучание не улучшилось. Вскоре Андрееву и его товарищам стало ясно, что без введения новых красок, освежающего колористического элемента дальнейший художественный рост невозможен. Первыми народными инструментами, обогатившими звучание андреевского ансамбля, были домры различных размеров и щипковые гусли. Это уже был оркестр, состоящий из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе, — Великорусский оркестр. Так и назвал его В.В. Андреев осенью 1896 года. Первый открытый концерт Великорусского оркестра состоялся 11 января 1897 года. Обогащение оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления убедили Андреева, что его поиски идут по верному пути. Размышляя над возможностями обогащения оркестровых красок, изучая научную литературу, советуясь со специалистами, Андреев постепенно вводил в состав оркестра новые русские народные инструменты — духовые (жалейка, свирель) и ударные (накры, ложки, бубен), а несколько позже — столообразные гусли. Часть инструментов усовершенствовались, а некоторые остались в первозданном виде. Теперь оркестр исполнял не только русскую народную музыку, но и классическую, как русских композиторов, так и зарубежных. Андреев столкнулся с рядом негодований, газеты писали: «… Там, где место настоящей музыке — не место балалайке». Но вскоре, выступив на Всемирной выставке в Париже в 1900 году оркестр имел успех, и руководитель был награжден орденом Почетного легиона и Большой Золотой медалью Парижской выставки. В 1906 году специально для Великорусского оркестра А. К. Глазунов сочинил «Русскую фантазию», которая открыла новую важную страницу творческой жизни Великорусского оркестра: впервые в его концертный репертуар вошло оригинальное произведение, специально созданное крупным профессиональным композитором и рассчитанное на богатейшие исполнительские и колористические возможности оркестра. К 20-ти летнему юбилею оркестра, сформировался состав, репертуар насчитывает около 100 произведений, по-прежнему занимали первое место русские народные песни, обработанные в различных формах и жанрах (попурри, вариации, фантазии, музыкальные картинки). Важное место занимали также переложения русской и зарубежной классики. Годы 1908 по 1912 — наиболее яркий и интересный период исполнительской деятельности Великорусского оркестра под руководством его основателя В. В. Андреева. Оркестр продолжал ездить в гастрольные туры по разным странам и городам России. Поездка на Уральский фронт была последней концертной поездкой В.В. Андреева. Обострившаяся в результате простуды болезнь потребовала срочной эвакуации в Петроград. Но врачи не смогли помочь, в ночь на 26 декабря 1918 года Андреева не стало. Со смертью В. В. Андреева закончился первый тридцатилетний период истории Великорусского оркестра, который с полным правом может быть назван «Андреевским». Это был период зарождения и формирования всех художественно-эстетических, этических и педагогических основ творческой жизни оркестра, период его блистательных успехов, как в России, так и за ее пределами. Идеи Андреева, воплощенные в деятельности прославленного коллектива и многочисленных оркестров, и ансамблей народных инструментов в городах и селах советской России, продолжали жить и развиваться.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.