«Кочегар» кисти Ярошенко стал одной из самых первых картин, повествующих о нелёгкой судьбе русского народа.
Действие на картине происходит после отмены крепостного права, когда крестьяне были освобождены и стали наемными рабочими, но, чтобы прокормить себя и свою семью, они все так же должны были выполнять непосильную работу.
В этой картине появился новый для русского искусства герой-пролетарий – заводской рабочий. Ярошенко хорошо знал, какие были тяжелые условия работы кочегара, как скудно она оплачивалась.
На картине герой на секунду оторвался от работы, не в силах до конца разогнуть спину. Что-то заставило кочегара прерваться. Он стоит, переложив кочергу из правой руки в левую, в позе расслабленной, выдающей сильную усталость и попытку хотя бы немного передохнуть. На нём грубая, перепачканная углём одежда, руки перевиты венами и бугрятся от ожогов. В ладони чернота, кажется, въелась так, что её уже не отмыть. Борода кочегара расчёсана, лицо тоже бугристое, на нём видны шрамы. Он смотрит на зрителя не обвиняюще и без особенного интереса, скорее с недоумением. Отблески пламени выделяют его натруженные руки с вздувшимися венами, воспаленные глаза, усталое, задумчиво-угрюмое лицо. Тревожную атмосферу «душной» паузы завершает «зловещая» тень на стене.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.