Ансамбль народного танца – коллектив, в деятельности которого воплощается вид искусства, который зародился из синтеза народного танца и сценической хореографии, в сочетании с театральной драматургией.
Ансамбль народного танца – самый молодой жанр советской хореографии. Его первооткрывателем считается Игорь Александрович Моисеев – 10 февраля 1937 года был дан первый концерт, ныне уже, Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, ознаменовавший рождение этого коллектива. В основе своей работы считал – создание классических образцов народного танца, отсеять всё чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев. Всё это пошло от педагога Игоря Моисеева – прославленного балетмейстера А.А. Горского, от которого он унаследовал любовь к народному танцу, развернутым массовым композициям. Поэтому сценический репертуар ансамбля – совокупность знаний классического и народного танца, своеобразные мини- спектакли с чётко выстроенным содержанием и драматургической линией.
Фольклор – основа и богатейший материал, черпая в народном искусстве, он создает новые танцы, по духу такие близкие народу, что он считает их своими. Вот только некоторые: танец аргентинских пастухов «Гаучо», исполняемый тремя танцорами-актерами, каждый из которых показывает свой характер и удаль; греческая сюита «Сиртаки» завораживает динамичным ритмом сменяющих друг друга волнообразных композиций. На пределе темповых возможностей исполняется сюита из молдавских народных танцев «Хора», «Жаворонок», «Жок». Зажигательная «Арагонская хота», кажется, способна поднять в танце весь зрительный зал.
Имея большой сценический опыт и как артист балета, и как балетмейстер, создавший балетные спектакли и хореографические миниатюры, Моисеев последовательно, от программы к программе расширял тематику своих композиций, каждая из которых словно открывает новую страницу народной жизни.
Особое место в истории народной сценической хореографии в нашей стране – русский танец. Создателем школы русского народно-сценического танца является Татьяна Алексеевна Устинова – прославленный хореограф-фольклорист, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР., с 1938 г. Основатель и главный балетмейстер танцевальной группы при Государственном русском народном хоре им. М.Е. Пятницкого.
В своих постановках Татьяна Алексеевна раскрывает красоту и правду русского танца, умело воссоздаёт на сцене образ русского человека, красоту его души. Она очень бережно относится к сценическим обработкам хороводов, плясок, кадрилей, увиденных ею в их естественном народном бытовании. Трепетно, с большим тактом, но в то же время талантливо расширяет хореограф их творческие границы.
Танцы Устиновой разнообразны по жанру: напевные хороводы, игровые кадрили, развернутые народные игрища, веселые плясы, шуточные народные сценки. Ею создано много хореографических композиций, среди них знаменитые «Калининская кадриль», «Камаринская», «Тимоня», «Подмосковные хороводы», «Змейка», «Ивушка», ставшие классическими образцами народно-сценической хореографии.
Татьяна Алексеевна очень современна в своём творчестве, всегда идёт в ногу со временем, живёт одним дыханием с Родиной. Человек, в котором глубоко развиты чувство патриотизма и гражданственности, она не может и не умеет обходить стороной важнейшие события, происходящие в стране, темы современности. И рождаются «Красная гвоздика», «На фронтовой дороге», «Праздничная урожайная», «Расцветай, земля весенняя».
Рядом с этими сюжетными танцевальными поэмами особое место занимает созданный ею эпический «Сказ о русской земле» («Ивушка»). Композиции Устиновой очень поэтичны и жизненны. Этим пленяет «Танец с колокольчиками» по мотивам народных плясок Курской области. Звон колокольчика неоднократно воспет в народных русских песнях, в стихах русских поэтов.
Также одним из знаменитых коллективов, бережно хранящим традиции русского танца – ансамбль «Березка», который был создан в 1948 году Надеждой Сергеевной Надеждиной – народной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии СССР. Ансамбль «Березка» - это неповторимый репертуар, наполненный оригинальным пониманием русского народного танца, бережно хранящие творческий облик и собственную манеру исполнения.
Какие бы танцы не были поставлены Надеждиной, тема ее сочинений – всегда опоэтизированная русская природа и человек, в ней живущий и с ней сливающийся. Сначала коллектив состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа.
Надежда Надеждина заблаговременно готовила преемника заведующим всего коллектива, потому что видела главной целью преемственность поколений и сохранение традиций, поэтому и по сей день в репертуаре ансамбля исполняют танцы Надежды Надеждиной: открывающий каждый концерт хоровод «Березка», пленяющие композиционными узорами «Цепочка», «Прялица». Миры Кольцовой – преемница Надежды Надеждиной, второй художественный руководитель ансамбля «Березка». Как и Надеждина, она умеет придать костюму дополнительные декоративные функции, извлекая из него неожиданные эффекты. Например, в финале «Кружевниц» внезапно по всей линии танцовщиц разворачивается длинное, кружевное полотно, как бы сплетенное их руками. Также одним из зрелищных постановок Миры Михайловны Кольцовой является девичий хоровод «Реченька».
Театр танца «Гжель» – творческий коллектив, соединяющий в себе три направления хореографии: фольклор, модерн, классический балет. В многочисленных концертных программах представлена сюита из русских народных танцев, построенных на фольклорных материалах разных регионов России. Русский хореографический фольклор дается в оригинальной интерпретации создателя и автора театра танца «Гжель» Владимира Михайловича Захарова – народного артиста России, профессора.
Творческая направленность театра состоит в том, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внося свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры.
Характерной особенностью освоения русского танцевального фольклора стало сценическое воплощение художественных народных промыслов, что позволило коллективу театра обрести свое оригинальное лицо. В номерах, поставленных Захаровым, оживают «Палех», «Сказочная гжель», «Дымковская игрушка» и другие.
Таким образом, профессиональная деятельность театра направлена на то, чтобы сохранять традиции, развивать, учитывая время, постигать разнообразие народного пластического материала, сочетать традиции и манеру исполнения, присущую современным людям.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.