В 1957 г. Жорж Батай издал сборник своих критических статей под названием «Литература и Зло». Опираясь на творчество семи писателей XIX-ХХ веков, от Уильяма Блейка до Жана Жене, он показывает сущностную связь литературного творчества с трансгрессией – нарушением запретов. Именно в трансгрессии человек переживает Зло – в своих отношениях с безличными социокультурными требованиями, а не с конкретными другими людьми. Это означает, что Зло у Батая мыслится скорее в религиозном, чем в этическом плане, хотя и локализуется целиком в опыте индивида и в процессе антропогенеза, без апелляции к каким-либо сверхъестественным инстанциям.
На самом деле межличностные отношения все же учитываются Батаем, но не в этике, а в эстетике: для литературы это отношения автора с читателем. Батай определяет их понятием «сообщения» – интенсивного психического обмена, который доходит до взаимного уподобления участников, подвергающего риску личностную устойчивость каждого из них. За уклонение от «сообщительности» Батай критикует некоторых разбираемых им авторов (например, Жана Жене), за недооценку этого художественного фактора в критике порицает экзистенциальные биографии писателей, которые создавал в те же годы Жан-Поль Сартр.
В предполагаемом докладе будет прослежена логика батаевской «сверхморали» и показано ее место в философском исследовании миметической коммуникации – специфической формы социального обмена, при которой транслируются не смыслы, а энергетические импульсы. В литературе такая коммуникация, находясь по ту сторону моральных категорий, «сообщает» читателю трансгрессивное Зло; она не примиряет его с устойчивыми понятиями о Добре, но заставляет пережить экстаз, напоминающий о религиозных корнях искусства.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в онлайне в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.