Первая встреча с клиентом – событие всегда немного волнующее как для клиента, так и для психолога. На этой встрече решается многое: будет ли общение с психологом полезно и ресурсно для клиента, возможно ли продолжение контакта, станет ли эта встреча новой возможностью для клиента – открыть дверь в свой собственный внутренний мир, изменить свою жизнь. От организации и структуры первой встречи зависит то, как будут складываться отношения между психологом и клиентом в дальнейшем, а также отношение
Психология и самопознание16+
Мастеркласс будет полезен как начинающим психологам, которые смогут разобраться в тонких моментах установления контакта и формирования запроса клиента, так и опытным практикам, которые получат возможность подытожить накопленный опыт, осознать процессы, происходящие на первой встрече, и свои индивидуальные способы самопрезентации и построения контакта с клиентом. Практический формат обучения позволяет участникам интегрировать полученные знания и навыки в их практическую деятельность.
Цель:
- систематизация представлений о типах и задачах первой встречи с клиентом;
- освоение алгоритма эффективного проведения первой встречи;
- осознание своих сильных сторон в качестве психолога-консультанта и развитие способности к их эффективной презентации клиентам и коллегам;
- проработка собственных проблем, влияющих на эффективность первой встречи с клиентом.
В программе:
Типология психологической помощи:
- экспертная консультация;
- работа с острым состоянием;
- краткосрочная помощь в решении конкретной задачи;
- длительная работа с клиентом, построение отношений между клиентом и психологом.
Задачи первой встречи:
- коммуникативные;
- диагностические;
- терапевтические;
- организационные.
Структура первой встречи:
- преддверие: первый разговор по телефону;
- какие типы клиентов имеют тенденцию затягивать телефонный разговор и как психолог с этим справляется;
- подготовка к встрече, организация пространства для общения с клиентом;
- как начать консультацию: способы и приемы установления контакта;
- как установить атмосферу безопасности;
- задачи основной части консультации: диагностика;
- доступное для клиента объяснение понятий и границ психологической помощи;
- распределение ответственности, контракт, обозначение тем для дальнейшей работы;
- как завершить первую встречу;
- в каких случаях клиент может быть перенаправлен к коллегам или к специалистам смежных профессий (социальный работник, врач-психиатр).
Диагностические задачи:
- три аспекта оценки клиента (нозологический, психодинамический, экзистенциальный);
- психологический анамнез;
- структурное интервью Кернберга.
Контракт между психологом и клиентом:
- какие начальные соглашения нужно обсудить с клиентом;
- как договариваться о времени встреч;
- как устанавливается оплата;
- должны ли клиенты платить за пропущенные сессии;
- какие основные принципы психологической помощи излагаются клиенту;
- можно ли позволять клиенту курить и есть во время сессии;
- возможно ли взаимодействие клиента и психолога вне встреч в кабинете.
Профессиональная идентичность консультанта:
- как представить себя клиенту;
- уверенность в себе через осознание своих сильных сторон;
- чем могут помочь коллеги.
Супервизия. Схемы анализа встречи с клиентом.
Формы работы:
мини-лекции, упражнения, моделирование ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов, групповые дискуссии, анализ собственного практического опыта, «работа над ошибками», обсуждение нестандартных ситуаций и способов их решения.