Архив Фрейденберг уникален по замыслу и воплощению. Иные собрания документов, целенаправленно сформированные самими создателями, с архивом Фрейденберг имеют лишь формальное сходство, но по содержанию, а тем более по мотивации и целеполаганию отличается существенно.
В этой связи архив Фрейденберг полезно рассмотреть в контексте ее переписки с Борисом Пастернаком, который в послевоенные годы остался единственным человеком, с кем Фрейденберг могла поддерживать общение на равных. Их близость как в автобиографических текстах, так и во взглядах на литературу и философское осмысление творчества отмечали многие исследователи. Наиболее точно описывает биографическую и творческую общность кузенов в послевоенные годы термин «семантическое единство», которым Фрейденберг называет тождество двух формально различных и кажущихся не связанными между собой сюжетов в работе «Три сюжета и семантика одного». Такие несхожие действия, как формирование архива малоизвестным за пределами своей специальности ленинградским филологом-классиком и написание романа знаменитым московским поэтом, связывает единство интенциональное. И хотя Фрейденберг не обсуждает напрямую архив в письмах к брату, именно переписка отражает и формирует то духовное и интеллектуальное напряжение, которое требовалось обоим, чтобы достойно подвести итог собственной творческой жизни в обстановке тотального неприятия государством и обществом. Пусть достигают они этого разными способами, именно обсуждению свободы творчества и успехам на этом пути посвящена послевоенная переписка кузенов. В большинстве своих писем Пастернак рассказывает о работе над романом, рассуждает, насколько он для него важен, что написать роман — его долг перед собой и близкими. В письмах Фрейденберг часто в неявной, метафорической форме излагается решение формировать архив, она делится планами о работах по греческой лирике, прозе, метафоре, трагедии и т. п., которые станут главами в итоговой монографии «Образ и понятие».
В докладе будет предложен ряд соображений, связанных с работой Фрейденберг над архивом и Пастернака над романом, где наиболее ярко проявилось их внутреннее единство при всех внешних различиях: история создания романа и архива, способ работы, внутренняя свобода, автобиографичность, важность «написанного» и его бытования и хранения, значение романа и архива как политического действия.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в онлайне в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.