Истœрический ликбез

Истœрический ликбез
18 марта 2025
ВТОРНИК
18:00

Вы будете:

ЗНАТЬ об основных событиях и процессах, персонах, организациях и движениях в мировой и российской истории.

ЗНАТЬ основные методы исторической науки и её доказательную базу.

ЗНАТЬ основные методы фальсификации истории.

ПОНИМАТЬ суть и важность исторической науки и её основные термины.

ПОНИМАТЬ отличия исторической науки от фантазий и лжи.

            ПОНИМАТЬ мотивацию мошенников и манипуляторов.

УМЕТЬ отделять исторические факты от выдумок, историческую науку – от идеологии и пропаганды.

УМЕТЬ создавать общую картину исторического процесса.

УМЕТЬ применять изучение прошлого к осмыслению современности, опыт предков – к собственной жизни.

 

ПЛАН:

  1. История – наука или идеология?
  2. Доказательная база исторической науки.
  3. Исторические события – или мифы?
  4. Исторические персоны – или персонажи?
  5. Как противостоять пропаганде.

 

Целевая аудитория:

  • те, кто историю не учил, не доучил или учил не так, как надо, но хочется её знать;
  • те, кому нужен простой костяк того, что было;
  • те, кто любят старину, традиции, образ жизни предков;
  • те, кто запутался между фактами и пропагандой, между настоящей историей, идеологией и многочисленными теориями заговора;
  • те, кто верят в изменение будущего благодаря знанию прошлого.

Объём: 20 занятий по 1,5 часа: 60 мин – лекция, 30 мин. – обсуждение.

Сроки: по вторникам и четвергам с 18-00, с 18 марта 2025 г.
 

Автор:

Кирилл Михайлович Товбин, PhD, преподаватель истории.
 

Содержание курса:

1. История – наука или идеология? (2 занятия)

"История" как прошлое, как легенда, как повествование и как наука. Понятие и смысл истории. Время и его восприятие. Историческая память и система ценностей. Исторический опыт: проблема актуальности. Исторический процесс и исторический прогресс. Детерминизм и причинно-следственные связи. Понятие и признаки науки. Идеология и мировоззрение. Пропаганда и агитация. Лоббирование, PR и реклама. Конспирология, её социально-психологические основания и целевая аудитория. Историк, его ремесло, этика и профдеформация. Историк как учёный и как проповедник.

2. Доказательная база исторической науки. (3 занятия)

Факт и интерпретация: проблема доказательности. Терминология исторической науки. Методика и методология исторического исследования. Историософские модели: циклическая, прогрессивная, регрессивная. Историография и источниковедение. Этнография и археология. Реконструкция повседневности как цель исторического исследования. Эксперимент в исторической науке. Основные историософские подходы: марксистский, цивилизационный и др. Причинно-следственные связи и Принцип неопределённости. Описательность и психологизм.

3. Исторические события – или мифы? (6 занятий)

Главные события и даты. "Миф" как выдумка, как схема и как исторический источник. Мифология и мифотворчество. Историческое событие: проблематика отбора. Даты как костяк исторической науки. Периодизация и хронология истории мира и России. Традиция, письменность и "доисторическая" история. Воображаемые сообщества и их значение в истории. Государственный заказ и "официальная" история. Псевдоистория, криптоистория, альтернативная история и фольк-хистори: от литературы – к школьным программам.

4. Исторические персоны – или персонажи? (6 занятий)

Главные личности, организации и движения в истории. Роль личностей в истории. Персонификация исторических событий. Боги и герои, люди и демоны. Архетипы Юнга в идеализации, героизации и демонизации. Социальный заказ и фабрикация культов личности. Гениальность: показатели и закономерности. Обеление и очернение памяти как манипулятивные методики. Дискредитация, диффамация и инсинуация. Забвение и социальная смерть. Религиозные, этнические и социальные дискурсы. Имиджмейкерство и стилизация исторических деятелей. Психоистория и историческая антропология.

5. Как противодействовать псевдоисторической пропаганде. (3 занятия)

Критическое мышление как путь в свободе и самостоятельности. Постижение истории и использование исторического опыта. Доказательность и воспроизводимость. Методология и методика обмана. Способы фальсификации истории. "Здравый смысл", "магическое мышление" и "когнитивные искажения". Логические ловушки и ошибки мышления. Манипулирование словами и смыслами, образами и символами. Исторические "фабрики смыслов" и современная "постправда". Постмодерн, информационное общество, виртуализация и симулякры. Событийная грамотность и информационная гигиена. Диалектика как основа рационального мышления. Правила ведения диалога и спора. Основы риторики, красноречия и ораторского искусства. Аргументация и фактчекинг. Эвристические навыки антипропаганды.

 

Автор:

Кирилл Михайлович Товбин, учитель истории по базовому образованию, религиовед и антрополог, кандидат философских наук, специалист по традиционной и современной духовности и культуре по научной методологии, автор 120 книг и статей, ведущий научно-образовательного канала "Dr.KTOvbin" (7600 подписчиков).

Ютуб-канал Dr.KTOvbin: https://www.youtube.com/@dr.ktovbin

Телеграм-канал @Dr.KTOvbin: https://t.me/dr_ktovbin

Код автора в Российском индексе научного цитирования: 4176-6058.

Количество ссылок на работы К.М.Товбина: 359; индекс Хирша: 10.

 

 

 


изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Онлайн

похожие мероприятия

Все мероприятия в онлайне