График работы: вт–вс 10:00–19:00, пн — выходной Выставка продлится с 31.10.25 по 21.12.25 Состав выставки: около 50 живописных и графических произведений Валентина Серова из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Музея им. Врубеля. Впервые в Омске зрители смогут познакомиться с работами разнопланового мастера, живописца и графика, стоявшего у истоков искусства Серебряного века. Выставка включает несколько разделов, демонстрирующих многогранность творчества Серова: портрет, исторический и мифологический жанры, пейзаж, анималистика, книжная иллюстрация. Особая слава пришла к Валентину Серову благодаря созданным им портретам. Тонкий аналитик и психолог, он умел во внешнем облике передать внутреннюю суть личности. Художнику сопутствовала слава «злого», но вместе с тем модного портретиста. Одно из центральных произведений выставки — портрет Николая Феликсовича Сумарокова-Эльстона, сына князя Юсупова, был исполнен в 1903 году в период наивысшего расцвета творчества мастера (ГРМ). Серов, написавший всю аристократическую семью Юсуповых, позже вспоминал: «Портрет Николая Юсупова не сразу удался. Не выходило схватить выражения его лица». Двадцатилетний юноша погружен в свои мысли, он холоден и отчужден. Ирония судьбы: спустя всего пять лет после создания картины Николай погиб на дуэли... Совсем иначе решены образы близких художнику людей. Карандашный портрет матери, Валентины Семеновны Серовой (конец 1879 — 1880, ГТГ) — самое раннее произведение на выставке. Юноше было всего 15 лет, когда он создал этот рисунок. Женщина на портрете серьезна и сосредоточенна, какой и была в жизни. Пианистка, первый в России профессиональный композитор-женщина, музыкальный критик и общественный деятель, примерно в это же время она позировала учителю будущего художника Илье Репину для картины «Царевна Софья» (1879, ГТГ). «Портрет отца, композитора Александра Николаевича Серова» (1889, ГРМ) — посмертный. Валентин Александрович в работе над ним опирался не столько на сохранившиеся фотографии, сколько на собственную память. Интересен неоконченный портрет Ольги Федоровны Трубниковой (1885, ГТГ), на момент создания — невесты Серова. Многолетняя влюбленность Валентина и Ольги закончилась свадьбой, они прожили счастливую совместную жизнь и за 22 года стали родителями двух дочерей и четверых сыновей. Жена художника не раз становилась его моделью. Портрет Ильи Ефимовича Репина, своего учителя и близкого друга, Валентин Серов исполнил в 1892 году. По отзывам современников, это произведение стало «самым похожим из портретов Репина». Следующий тематический раздел выставки связан с жанром пейзажа. Валентин Серов со свойственной ему самокритичностью отмечал, что «не специалист по этой части». Художник не любил ярких световых эффектов, он находил красоту в сером небе, приглушенных, изысканных тонах. Поэзию русской деревни Серов открыл для себя в Домотканове, имении своих родственников фон Дервизов в Тверской губернии, где родились подлинные шедевры. На выставке представлены работы разных лет: «Осенний вечер в Домотканово» (1886, ГТГ), «Летний пейзаж» (1891, ГТГ), «Зимой» (1897, ГРМ). Вероятно, к домоткановскому циклу можно отнести и «Пруд» (1880-е) из собрания Музея им. Врубеля. Рубеж XIX–XX веков в русском искусстве был отмечен интересом к истории и мифологии. Во время путешествия по Греции у Серова родился замысел картины «Похищение Европы» (1910, ГТГ) на излюбленный многими художниками сюжет: Зевс в облике быка похищает дочь финикийского царя и увозит ее на остров Крит. Посетители выставки увидят подготовительные эскизы и натурные штудии к знаменитой картине из собрания Русского музея. Особое место в экспозиции занимает «Русалка» (1896, ГТГ). Дружба с Михаилом Врубелем и красота темных домоткановских прудов, вероятно, вдохновили Серова на создание произведения на мистический сюжет. Картина экспонируется после длительной реставрации и неизвестна широкому зрителю. Значительное место в творчестве художника занимал анималистический жанр. Животные оживляют лирические пейзажи, участвуют в исторических событиях, сопровождают своих владельцев на портретах, помогая раскрывать их характеры. Неудивительно, что работа над рисунками к басням И. А. Крылова стала занятием для души. Издание не состоялось, однако тема настолько захватила художника, что он продолжал заниматься ею до последних дней жизни, представ перед нами как замечательный иллюстратор. Илья Репин писал о своем талантливом ученике: «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования». В этом предстоит убедиться посетителям выставки.
Масштабная долговременная экспозиция представляет целостную картину профессионального искусства Сибири советского, постсоветского и современного этапов. Первый …