Состав выставки: 228 предметов из собрания Государственного Эрмитажа — личные вещи императора, предметы из его коллекций, инструменты и приборы XVII–XVIII веков, а также произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, связанные с Петром I и его окружением. Экспозицию открывают парные портреты Петра I и Екатерины I, выполненные Жан-Марком Натье и одобренные лично царем. С 2021 по 2023 год эти картины были отреставрированы специалистами Государственного Эрмитажа и теперь впервые представлены омскому зрителю. На выставке можно увидеть и другие произведения из личной коллекции императора, в которых прослеживаются его вкусы и увлечения. Великие свершения Петра I всегда начинались с малого. Из юношеского увлечения морем вырос Военно-морской флот, сделавший Россию одной из сильнейших морских держав. Представленные на выставке картины, гравюры, рисунки и медали позволяют увидеть главные события в истории петровского флота глазами его создателя — от знаменитого английского ботика, случайно найденного юным царевичем в Измайлове, до первого российского линкора «Предестинация» и разгрома шведов при мысе Гангут. Создание в кратчайшие сроки мощного флота было невозможно без развития науки и техники. Петр I блестяще владел профессиями не только матроса, шкипера, лоцмана, рулевого и штурмана-навигатора, но и артиллериста, медика-практика, геодезиста-топографа, астронома и чертежника. А едва ли не самым известным занятием царя и императора, в котором он достиг высочайшего мастерства, было «токарное художество». На выставке представлены токарно-копировальный гильоширный станок из коллекции Петра, сделанный его «личным токарем» Андреем Нартовым, люстра из дерева и слоновой кости и железную полосу с кольцом, собственноручно изготовленные императором в 1724 году во время поездки в Олонец, а также резные медальоны и табакерки, выточенные в токарной мастерской Петра. Уже после смерти императора его «Токарня» стала частью учрежденной им же Академии наук. О преодолении технологической отсталости России от европейских государств рассказывают научные приборы и инструменты XVIII века, привезенные царем из Голландии, Германии, Англии и Франции. Сухопутные войска — еще одно слагаемое величия петровской России. Слава русской армии ковалась в многочисленных битвах, главной из которых стала сокрушительная победа при Полтаве, определившая исход Северной войны. В состав экспозиции вошли картины, гравюры и барельефы, посвященные этому и другим важным сражениям под началом Петра, в числе которых битва при Лесной, взятие Азова и многие другие значимые события военной истории. Могущество нового государства отражала его молодая столица — Санкт-Петербург, стройный облик которого определял сам Пётр I. Этот удивительный город был построен русскими мастерами по проектам европейских архитекторов, которые воплощали идеи царя. Посетители выставки смогут изучить многочисленные графические листы с изображениями панорам, видов и планов не только самой столицы и ее пригородов, но и отдельных зданий, часть из которых так и не была построена либо не сохранилась. Бурное развитие государства опиралось на результаты масштабной денежной реформы, начатой царем в конце XVII века. В обращении появились золотые и серебряные монеты, а в 1724 году в Санкт-Петербурге начал работу образцовый монетный двор. На выставке представлены первые серебряные рубли и медные копейки 1704 года, золотые червонцы и другие монеты, а также памятные медали и ордена, изготовленные в период правления Петра I в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, зрители увидят любопытные экспонаты: слепок ладони и посмертную маску Петра I, костюм императора, чучело его любимой собачки и многое другое. Для детей и взрослых на выставке предусмотрены увлекательные интерактивные зоны. Зрители смогут погрузиться в атмосферу XVIII века, ощутить запахи и звуки эпохи, сфотографироваться с дамами и кавалерами, пройти «школу юнг» и даже «поздороваться» с самим императором. Куратор выставки «Пётр I и его эпоха» — заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей Алексеевич Нилов.
Это совместный проект Омской духовной семинарии Омской епархии Русской православной церкви, Московского государственного академического художественного …