Выставка открыта: 9 августа — 21 сентября Объединяя в одном выставочном пространстве офорты Джованни Баттисты Пиранези и проекты советских архитекторов, вдохновлявшихся произведениями этого прославленного итальянского мастера, экспозиция рассказывает о существовании в русской культуре такого яркого явления как пиранезианство. Джованни Батиста Пиранези (1720–1778) — известный итальянский архитектор, художник, мастер офорта. Родился в городке Мольяно близ Местре. Учился искусству гравирования у Джузеппе Вази и Франческо Поланцани в Риме (1740–1742) и у Джованни Баттисты Тьеполо в Венеции (1743–1747). В 1747 году открыл собственную мастерскую на улице Корсо в Риме. Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти, и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, которые можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России, стали предметом коллекционирования. Работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие неоклассического стиля как в искусстве Европы, так и в русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика. В архитектурной графике Северной столицы можно выделить три волны увлечения творчеством Пиранези: в начале XX века петербургские архитекторы-неоклассики обращались к его наследию как к альтернативе декоративной избыточности модерна, в эпоху индустриализации советская архитектура активно использовала монументальность архитектуры Древнего Рима, перерабатывая ее в духе пиранезианской эстетики. Третий всплеск увлечения работами Пиранези приходится на 1960–1980-е годы, он связан с появлением «бумажной архитектуры». Выставка состоит из гравюр серий «Виды Рима», «Первая часть архитектуры и перспективы» и «Различные виды Пестума» и чертежей ведущих ленинградских архитекторов 1920–1970-х годов — Н. А. Троцкого, И. Г. Лангбарда, Е. А. Левинсона и других. Дополняют выставку работы из фондов Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.