Человек, который придумал Омск. Леонид Мартынов. К 120-летию со дня рождения. Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Состав выставки: около 100 произведений живописи, графики, редкой книги, документов из личного архива Л. Н. Мартынова (Москва), Музея имени М. А. Врубеля, Городского музея «Искусство Омска», Музея «Либеров-центр», библиотеки имени А. С. Пушкина. В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения Леонида Николаевича Мартынова (1905-1980) — выдающегося поэта, мыслителя, переводчика поэзии. В своих стихах, поэмах, мемуарной прозе он создал оригинальный образ Омска — города, в котором он родился и прожил большую часть жизни. Образ получился поэтичный, фантазийный и реалистичный одновременно. Мартынов увидел и сформулировал основные смыслы Омска, тем самым задал его восприятие. Он подарил омичам такое отношение к своему городу, с которым они согласились. Сегодня темы, сюжеты, факты, персонажи, к которым обратился Мартынов, стали обязательными для самоописания Омска. Придуманные им мифы — от визуализации омского ландшафта как «блин-города» до обозначения главных фигур в его истории, известных сегодня как омские «брэнды», — стали частью общих представлений о городе на реке Тишине. Экспозиция выставки структурно делится на две части, которые носят метафорические названия «Омский Мартынов» и «Мартыновский Омск». «Омский Мартынов» — это рассказ об Омске, в котором он жил: о первых впечатлениях, когда с крыши двухэтажного дома маленький мальчик смотрел на город, в котором он рос и который сам рос на его глазах, о людях, его окружавших, увлечениях, формировании и становлении поэта и журналиста. Раздел включает множество документальных источников из личного архива Мартынова, представленных в Омске впервые. Благодаря Ларисе Валентиновне Суховой, хранителю архива Мартынова, стало возможным показать предметы, принадлежавшие поэту, в том числе те, о которых он рассказывает в своих мемуарах. Это собственноручно переплетённая «Антология современной поэзии» 1912 года издания, сборник стихов Давида Бурлюка «Лысеющий хвост» с оригинальной обложкой, единственный сохранившийся экземпляр омского сборника «Футуристы», изданный Виктором Уфимцевым в 1921 г., рисунки Уфимцева и самого Мартынова, который на протяжении всей жизни делал зарисовки и наклеивал их в альбомы, автографы ранних стихотворений, фотографии, запечатлевшие не только хозяина архива, его друзей, но и город его юности. «Мартыновский Омск» отражает важные для поэта и мемуариста сюжеты, интонации и образы, которые остаются важными и для нас — современных омичей. Облик города собран из живописных и графических произведений омских художников. Улицы и дома, берега Иртыша и Оми в работах К. П. Белова, С. Я. Фельдмана, И. В. Волкова, В. И. Уфимцева, Н. Я. Третьякова, Г. А. Штабнова, А. Н. Либерова, Г. Г. Пилипенко, Ю. А. Овчинникова, Н. А. Герасимова, И. И. Желиостова, И. А. Санина, Г. П. Кичигина, А. Н. Машанова, Г. С. Баймуханова, Е. В. Бобровой вполне узнаваемы, однако каждый автор придумывает свой Омск, добавляя условности или фантазийности в его черты. Портретные изображения Мартынова, отражающие его необычное мировосприятие, отношение к искусству и творчеству, представлены работами И. А. Николаева, Р. В. Нуриева, В. М. Владимирова. Художественный материал выступает и как документальное свидетельство, и как проявление омской мифологии. Сюжеты выставки оформлены названиями-цитатами из поэтических и прозаических произведений Мартынова и силуэтами значимых омских зданий. Экспозиция насыщена мартыновскими текстами, но, чтобы их прочитать, необходимо взаимодействие с предметом — повернуть планшет с изображением. Тексты сопровождаются также историческими фотографиями, переосмысленными омскими фото-краеведами на сайте PastVu. Кураторы выставки — учёный секретарь Юлия Зародова; хранитель коллекции скульптуры, старший научный сотрудник Евгений Груздов. Дорогие товарищи женщины! Образы советской эпохи. Состав выставки: около 100 живописных произведений из региональных музеев страны, а также графика, плакаты, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура. Образ женщины — тема в искусстве, которая во все времена вдохновляла художников, и советский период не стал исключением. На выставке представлен золотой фонд отечественной живописи ХХ века из собраний крупнейших региональных музеев страны, произведения лучших советских, в том числе омских мастеров — картины К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, А. Самохвалова, Ю. Пименова, Д. Жилинского, А. Пластова, Н. Брюханова и других известных художников, а также графика, плакаты, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура. Три тематических раздела — «Время, вперёд!», «Время женщин» и «Женский круг» — рассказывают о трансформации роли женщины в разные периоды советской истории, отражают конкретные исторические события, праздники и будни, героизм труда и лирику повседневности. Заглавной композицией, олицетворяющей дух новой эпохи и возвышенный образ советского человека, стала работа выдающегося советского мастера Александра Дейнеки «Стахановцы» (1937, ПГХГ) — эскиз монументального панно для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Участие в выставке для советского правительства было способом продемонстрировать успехи страны в строительстве социалистического общества, на подготовку павильона были брошены лучшие художественные силы. Работа проходила в атмосфере полной секретности и крайней спешки, художнику не позволили выехать в Париж, и сложнейшую задачу по гармоничному сочетанию архитектуры и живописи ему пришлось решать умозрительно. Лишь на фотографиях А. Дейнека смог увидеть конечный результат. Жюри наградило его высшей наградой — золотой медалью. Само панно после завершения выставки было утрачено, а сохранившийся эскиз зрители могут увидеть в залах омского музея. Первый раздел «Время, вперёд!» представляет семь десятилетий истории советской страны через призму популярных в искусстве типов «новой советской женщины» — ударницы, революционерки, пионерки, рабфаковки, лётчицы, музы... В данном разделе демонстрируются ставшие хрестоматийными два произведения одного из классиков советской эпохи Александра Самохвалова (1894–1971) «Девушка в футболке» (1935, Музей ИЗО Кузбасса; 1939, ООМИИ). Воплощением идеала новой советской красоты для художника стала Евгения Адамова— учительница младших классов. Обычная девушка в полосатой футболке и короткой чёрной юбке стала лицом эпохи — «советской Джокондой». «Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой» (1939, ПГХГ) кисти выдающегося советского живописца Сергея Герасимова (1885–1964) представляет собой настоящий гимн женщинам, для которых нет неприступных крепостей. Парадное полотно изображает популярный в искусстве 1920–1930-х годов типаж лётчиц, женщин, покоряющих небеса. Героини картины в сентябре 1938 года совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, за что получили высшие государственные награды. Многие годы советские газеты печатали их портреты только в военной форме. С. Герасимов впервые показывает воздушных подруг в красивых платьях, их украшают звезды Героев. Раздел «Время женщин» посвящён разговору о тех социальных ролях, которые независимо от эпохи исполняет женщина. Основные темы произведений этого раздела — семья и труд, профессия и увлечения, широкий круг явлений повседневности. Живопись, скульптура, предметы женского обихода отражают неофициальный, интимный женский мир — мир, где царят красота, грация и гармония. Портретная галерея выставки включает образы известнейших героинь своего времени — деятелей отечественной науки, искусства и литературы. Среди моделей — Виктория Токарева, Галина Уланова, Ирина Скобцева и др. Один из центральных — портрет знаменитой красавицы актрисы Людмилы Чурсиной (1983, Музей ИЗО Кузбасса) кисти Евгения Широкова (1931–2017), который не единожды обращался к изображению народной артистки СССР, дивы и звёзды кинематографа мирового масштаба. За актрисой прочно утвердился образ чувственной красавицы, сочетающей женскую притягательность с сильной волей и внутренним достоинством. Представленный портрет демонстрирует иные грани личности модели, он глубоко психологичен и исповедален. Раздел «Женский круг» показывает жизнь женщины как преемственность её извечных ипостасей и возрастных качеств: доверчивая девочка, взрослеющая романтичная девушка, невеста, мама, женщина-берегиня, умудрённая опытом бабушка... Центральной картиной раздела стало полотно Георгия Кичигина (1951 г. р.) «Сто первый сезон цветов» из серии "Фотоальбом деда«(2013, ГМИО), запечатлевшее молодую девушку, смотрящую в будущее, за её спиной — охраняющие род представительницы предыдущих поколений. Помимо подлинных шедевров живописи советского времени, многие из которых омский зритель увидит впервые, на выставке можно услышать живые истории свидетельниц эпохи, вспомнить классику советского кинематографа, полистать фотоальбомы, окунувшись в ностальгию по ушедшему времени. Участники проекта: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; Пермская государственная художественная галерея; Новосибирский государственный художественный музей; Музей изобразительных искусств Кузбасса; Городской музей «Искусство Омска»; Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина; Омский киновидеоцентр; Куратор — Лопаткина Юлия Борисовна, ведущий методист ООМИИ имени М. А. Врубеля, искусствовед.