Была эвакуация… Воронеж — Омск — Воронеж / Дорогие товарищи женщины

Была эвакуация… Воронеж — Омск — Воронеж / Дорогие товарищи женщины
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
Музей им. Врубеля
...
Была эвакуация… Воронеж — Омск — Воронеж — выставка работает по 3 августа
Дорогие товарищи женщины — выставка работает с 25 июня по 5 октября
Была эвакуация… Воронеж — Омск — Воронеж
34 живописные и графические работы Елены Киселевой из собрания Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского; 12 этюдов кисти Леонида Афанасьева, фотографии и документы из коллекций Музея имени М. А. Врубеля, Омского государственного историко-краеведческого музея, Исторического архива Омской области, Воронежского областного краеведческого музея, Государственного архива Воронежской области; медицинские инструменты из Музея Омского государственного медицинского университета и частных коллекций.
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Музей имени М. А. Врубеля подготовил проект, посвященный спасению культурного наследия страны на примере истории Воронежского музея изобразительных искусств (с 1984 года — Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского). Его художественная коллекция была эвакуирована в Омск и с 1942 по 1945 год хранилась в стенах бывшего генерал-губернаторского дворца, где в те годы располагались два омских музея — художественный и краеведческий.
Выставка состоит из трех тематических блоков. Первый из них — «Спасенный музей» — рассказывает об истории Воронежского музея изобразительных искусств. Эта часть экспозиции охватывает довоенное время и первые месяцы войны, повествуя о героизме музейных сотрудников, эвакуации и навсегда утраченных культурных ценностях. Далее следует рассказ о жизни в Омске, возвращении воронежцев после Победы в разрушенный захватчиками город и о послевоенном возрождении музея.
Раздел «Леонид Афанасьев: Омск воронежца» на основе писем и воспоминаний Леонида Митрофановича Афанасьева, заместителя директора воронежского музея, а также живописных произведений и архивных материалов рассказывает о жизни тылового Омска. Самостоятельный тематический блок посвящен эвакогоспиталям, которые в то время располагались в зданиях, занимаемых в настоящее время Музеем имени М. А. Врубеля, а также выставкам, работавшим в годы войны в нашем городе.
Третья часть экспозиции — «Елена Киселева. Судьба, сломленная войной» — по сути, «выставка в выставке». Спустя 80 лет после Победы в Омск вновь вернулось живописное полотно «Маруся», называемое сейчас «воронежской Джокондой» кисти Елены Киселевой, одной из лучших учениц Ильи Репина. Центральное произведение выставки представляет часть коллекции спасенного воронежского музея и наряду с другими работами Киселевой, рассказывает о сложной судьбе автора, пережившего страшную войну и личную трагедию. После возвращения из немецкого концлагеря ее сын Арсений Билимович вскоре умер от истощения, после чего художница нарисовала его посмертный портрет и дала себе обет никогда больше не притрагиваться ни к кистям, ни к карандашу...
Так, говоря о «великом поколении», мы вспоминаем не только героев сражений и тружеников тыла, но и тех, кто сделал все возможное ради будущей жизни: работал в госпиталях, спасал культурное наследие страны, продолжал в тяжелейших условиях заниматься наукой, творчеством, образовательной деятельностью и, конечно, тех, чьи судьбы были сломлены войной.
Дорогие товарищи женщины
Около 100 живописных произведений из региональных музеев страны, а также графика, плакаты, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура.
Образ женщины — тема в искусстве, которая во все времена вдохновляла художников, и советский период не стал исключением. На выставке представлен золотой фонд отечественной живописи ХХ века из собраний крупнейших региональных музеев страны, произведения лучших советских, в том числе омских мастеров — картины К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, А. Самохвалова, Ю. Пименова, Д. Жилинского, А. Пластова, Н. Брюханова и других известных художников, а также графика, плакаты, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура. Три тематических раздела — «Время, вперед!», «Время женщин» и «Женский круг» — рассказывают о трансформации роли женщины в разные периоды советской истории, отражают конкретные исторические события, праздники и будни, героизм труда и лирику повседневности. Заглавной композицией, олицетворяющей дух новой эпохи и возвышенный образ советского человека, стала работа выдающегося советского мастера Александра Дейнеки «Стахановцы» (1937, ПГХГ) — эскиз монументального панно для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Участие в выставке для советского правительства было способом продемонстрировать успехи страны в строительстве социалистического общества, на подготовку павильона были брошены лучшие художественные силы. Работа проходила в атмосфере полной секретности и крайней спешки, художнику не позволили выехать в Париж, и сложнейшую задачу по гармоничному сочетанию архитектуры и живописи ему пришлось решать умозрительно. Лишь на фотографиях А. Дейнека смог увидеть конечный результат. Жюри наградило его высшей наградой — золотой медалью. Само панно после завершения выставки было утрачено, а сохранившийся эскиз зрители могут увидеть в залах омского музея.
Первый раздел «Время, вперед!» представляет семь десятилетий истории советской страны через призму популярных в искусстве типов «новой советской женщины» — ударницы, революционерки, пионерки, рабфаковки, летчицы, музы... В данном разделе демонстрируются ставшие хрестоматийными два произведения одного из классиков советской эпохи Александра Самохвалова (1894–1971) «Девушка в футболке» (1935, Музей ИЗО Кузбасса; 1939, ООМИИ). Воплощением идеала новой советской красоты для художника стала Евгения Адамова— учительница младших классов. Обычная девушка в полосатой футболке и короткой черной юбке стала лицом эпохи — «советской Джокондой». «Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой» (1939, ПГХГ) кисти выдающегося советского живописца Сергея Герасимова (1885–1964) представляет собой настоящий гимн женщинам, для которых нет неприступных крепостей. Парадное полотно изображает популярный в искусстве 1920–1930-х годов типаж летчиц, женщин, покоряющих небеса. Героини картины в сентябре 1938 года совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, за что получили высшие государственные награды. Многие годы советские газеты печатали их портреты только в военной форме. С. Герасимов впервые показывает воздушных подруг в красивых платьях, их украшают звезды Героев.
Раздел «Время женщин» посвящен разговору о тех социальных ролях, которые независимо от эпохи исполняет женщина. Основные темы произведений этого раздела — семья и труд, профессия и увлечения, широкий круг явлений повседневности. Живопись, скульптура, предметы женского обихода отражают неофициальный, интимный женский мир — мир, где царят красота, грация и гармония. Портретная галерея выставки включает образы известнейших героинь своего времени — деятелей отечественной науки, искусства и литературы. Среди моделей — Виктория Токарева, Галина Уланова, Ирина Скобцева и др. Один из центральных — портрет знаменитой красавицы актрисы Людмилы Чурсиной (1983, Музей ИЗО Кузбасса) кисти Евгения Широкова (1931–2017), который не единожды обращался к изображению народной артистки СССР, дивы и звезды кинематографа мирового масштаба. За актрисой прочно утвердился образ чувственной красавицы, сочетающей женскую притягательность с сильной волей и внутренним достоинством. Представленный портрет демонстрирует иные грани личности модели, он глубоко психологичен и исповедален.
Раздел «Женский круг» показывает жизнь женщины как преемственность ее извечных ипостасей и возрастных качеств: доверчивая девочка, взрослеющая романтичная девушка, невеста, мама, женщина-берегиня, умудренная опытом бабушка... Центральной картиной раздела стало полотно Георгия Кичигина (1951 г. р.) «Сто первый сезон цветов» из серии «Фотоальбом деда» (2013, ГМИО), запечатлевшее молодую девушку, смотрящую в будущее, за ее спиной — охраняющие род представительницы предыдущих поколений. Помимо подлинных шедевров живописи советского времени, многие из которых омский зритель увидит впервые, на выставке можно услышать живые истории свидетельниц эпохи, вспомнить классику советского кинематографа, полистать фотоальбомы, окунувшись в ностальгию по ушедшему времени.

Стоимость 100 - 700
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Омске в эти выходные

Музей им. Врубеля

похожие мероприятия

Все мероприятия в Омске