В программе: — Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра; — Шуберт. Симфония № 9 До мажор «Большая». Исполнители: — Новосибирский академический симфонический оркестр; — Александр Рамм, виолончель (Москва); — Лауреат XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (II премия); — Илья Тарасенко, альт; — Дирижер — Димитрис Ботинис. Совсем немного времени осталось до открытия очередного сезона Академического симфонического оркестра. Традиционно первые концерты посвящаются памяти Арнольда Михайловича Каца, легендарного основателя оркестра, его художественного руководителя на протяжении 50 лет и главного дирижёра. Рихард Штраус и Франц Шуберт. Их сочинения всегда имели место в репертуаре Арнольда Михайловича. Услышим мы их и в первой программе. Симфоническая поэма Штрауса «Дон Кихот», жанр которой автор обозначил как «фантастические вариации на тему рыцарского характера», была написана по мотивам одного из грандиознейших произведений мировой литературы, по роману испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведры (1547–1616) «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский». Роман был задуман как пародия на рыцарские романы, наводнившие Испанию, и имел небывалый успех. Но «Дон Кихот» до сих пор волнует читателей глубочайшим проникновением в человеческую психологию, изображением жизни Испании того времени и главное — портретами бессмертных дон Кихота и Санчо Пансы, воплощением благородного рыцарского идеализма одного и простонародного практицизма другого. Главный герой, вызывающий одновременно смех, сострадание и уважение, и то, что ему пришлось испытать, — это образ самого Сервантеса, храброго воина и благородного человека, пережившего и турецкий плен, и испанскую тюрьму, где, кстати, он и начал работу над романом. Девятая, «Большая», симфония Шуберта получила своё имя от автора, в отличие от другой До-мажорной, которую стали называть «маленькой». Первое исполнение Большой До-мажорной симфонии состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и по-настоящему открыло миру Шуберта-симфониста. «Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения», — так отзывался об этой симфонии Пётр Ильич Чайковский. Роберту Шуману в этой музыке представлялись целые картины: «Вена со своим собором святого Стефана, красивыми женщинами, со всем своим блеском, опоясанная бесчисленными лентами Дуная, раскинувшаяся в цветущей долине, которая постепенно переходит во всё более и более высокие горы... Очаровательный ландшафт, стоящий перед глазами, заставляет звучать струны, которые иначе никогда не зазвучали бы в нас...» Эпически мощная Симфония начинается «роскошным романтическим вступлением» — (слова Шумана), которое подводит к главной мужественной теме. Её фанфарность, энергичность, стремительность напоминают Седьмую симфонию Бетховена. В Большой симфонии вообще много разнохарактерных тем, в том числе песенных: то мягких, лиричных, то с оттенком лукавства (определение Людмилы Михеевой), то непринуждённо-изящных, а то танцевально-народных, с чертами венгерского фольклора. Мотив вступления преображается в торжественный и величавый. Жанровые сцены чередуются с лирическими, танцевальность подчиняется маршевости, темы героического характера соседствуют с сосредоточенно-глубокими — это особенно слышно во второй части — Анданте. Скерцо по грандиозному размаху не уступает первой части, в финале накатывающиеся музыкальные волны подводят к апофеозу ликования и торжества. Эта замечательная программа прозвучит под управлением художественного руководителя и главного дирижёра оркестра. Димитрис БОТИНИС вместе с коллективом посвящает её памяти легендарного основателя оркестра, руководившего им 50 лет и даже чуть больше, Арнольда Михайловича Каца. Маэстро Ботинис встал во главе оркестра в 2022 году. До этого он был главным дирижёром Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии, ассистентом главного дирижёра, затем дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. С Новосибирским академическим симфоническим оркестром маэстро провёл за эти три года гастроли в Москве (концертный зал «Зарядье»), Санкт-Петербурге («Дни культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге»), Тихвине, Великом Новгороде и Пскове, Минске («Дни культуры Новосибирской области в Республике Беларусь»). 80-летию Победы был посвящён совместный проект Санкт-Петербургской и Новосибирской филармоний «Мост через время», кульминацией которого стали гастроли двух оркестров, совместно исполнивших «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича в Петербурге и Новосибирске. С сезона 2023/24 в планы Новосибирского академического симфонического оркестра включён новый абонемент — абонемент Главного из 4-х концертов — «Димитрис Ботинис приглашает». Виолончелист Александр РАММ — музыкант, о котором пишут: «Александр Рамм — один из самых одарённых и востребованных виолончелистов своего поколения. В его игре сочетаются такие качества, как виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность, бережное отношение к звукоизвлечению и артистическая индивидуальность». Он лауреат, обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других музыкальных соревнований, в том числе I Кембриджского международного конкурса (США, Бостон, 2005) и I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010). Он единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013). Его соло виолончели представляет дон Кихота в поэме Рихарда Штрауса, а соло альта в исполнении Ильи ТАРАСЕНКО вместе с теноровой тубой и бас-кларнетом изображает его оруженосца Санчо Пансу. Илья — артист Новосибирского академического симфонического оркестра и Filarmonica-квартета. Он лауреат нескольких всероссийских и международных конкурсов. Среди его партнёров по камерному ансамблю: Вадим Репин, Марио Брунелло, Александр Князев, Екатерина Мечетина, Денис Кожухин, Вадим Руденко, Борис Андрианов, Марк Дробинский, Иван Урвалов, Максим Рысанов, Юлиан Милкис, Вероника Джиоева. Как солист Илья Тарасенко выступал с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Камерным оркестром «Солисты Москвы», Филармоническим камерным оркестром Новосибирска, Литовским государственным симфоническим оркестром, Омским камерным оркестром, Симфоническим оркестром государственной филармонии Алтая и другими оркестрами.