Оперетта «Ночь в Венеции» в Новосибирском музыкальном театре
Новосибирский музыкальный театр вновь обратился к творчеству «короля вальсов» Иоганна Штрауса-младшего. Существует легенда, что драматург Рихард Жене и Камилло Вальцель, подписывающийся псевдонимом Фридрих Целль, предложили композитору заведомо слабый и запутанный сюжет в расчёте на гений Штрауса, и не прогадали. В результате «Ночь в Венеции» стала одним из наиболее ярких произведений Штрауса, благодаря прекрасной музыке, в которой помимо привычного для композитора венского вальса звучат итальянские танцевальные мелодии и ритмы. А счастливая сценическая жизнь «Ночи в Венеции» со временем сгладила и некоторые шероховатости либретто.
Оперетта «Ночь в Венеции», как и знаменитая «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, – это блестящая комедия положений, основанная на бесконечных обманах, переодеваниях и подменах, что изначально свойственно карнавальному действу, положенному в основу, как самого названия и сюжета, так и жанра спектакля в целом. Действительно, только в загадочной и фривольной атмосфере венецианского карнавала, где приглашённые гости, спрятавшись под масками, непринуждённо флиртуют друг с другом, могла произойти такая удивительная и запутанная история. Карнавал определяет поступки героев, мотивирует их действия. Скрывая под маской лицо, так легко открыть свою настоящую суть и совершить то, на что не хватает решимости в обычной жизни.
…Покоритель женских сердец неотразимый герцог Гуидо собирается весело провести время вместе с Барбарой, молодой женой почтенного сенатора Делаква. Предчувствуя эту опасную карнавальную затею герцога, престарелый муж решает спрятать красавицу жену на острове Мурано, отправив её туда под покровом ночи в сопровождении гондольера. При этом сама Барбара любит племянника своего мужа, красавца Энрико, и не собирается ни отвечать взаимностью ловеласу Гуидо, ни покориться воле почтенного супруга. Чтобы выпутаться из этой ситуации, она обращается за помощью к своей сестре – рыбачке Аннине, которая соглашается переодеться в платье Барбары и вместо неё покинуть Венецию в разгар карнавала.
Без Аннины, её возлюбленного цирюльника герцога Карамелло, ремеслом и изворотливостью напоминающего знаменитого испанца Бомарше, очаровательно глупой служанки Чиболетты и макоронщика Паппакоды молодой супруге сенатора не удалось бы обмануть ни старого мужа, ни самонадеянного герцога. Впрочем, история Барбары – только начало череды весёлых недоразумений, приведшей к счастливому соединению сразу трёх влюблённых пар – Аннины и Карамелло, Чиболетты и Паппакоды, и, конечно, Барбары и её молодого возлюбленного Энрико.
В летопись Новосибирского музыкального театра уже вписана одна постановка оперетты «Ночь в Венеции», которая состоялась в самом начале истории театра, – в 1963 году. И вот, спустя пятьдесят пять лет, узнаваемые карнавальные маски и герои итальянских комедий dell'arte вновь встретятся с новосибирскими зрителями.
Постановщики новой версии оперетты «Ночь в Венеции» сотрудничают с нашим театром впервые. Режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин, неоднократно отмеченный экспертным советом фестиваля «Золотая Маска» за спектакли, поставленные в Ростовском музыкальном театре и Астраханском театре оперы и балета, сохранив сюжетную основу спектакля, существенно переработал либретто, усилив интригу и сделав характеры персонажей и их взаимоотношения более рельефными и понятными современному зрителю.
Визуальное решение спектакля художника-постановщика Елены Вершининой с легко узнаваемыми образами Венеции опирается на графику нидерландского художника Маурица Эшера, мастера оптических иллюзий. Его перевёрнутый фантастический мир словно перекликается с искажённой причудливой реальностью карнавала, которая за короткую ночь меняет всё вокруг до неузнаваемости. Отголоски его гравюр, визуализирующие теорию относительности, необычными принтами отпечатываются и на костюмах персонажей, которые, впрочем, пышностью и красотой не обманут ожидания самых взыскательных почитателей оперетты.