В год 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина представляем экспериментальный проект «Опыты драматических изучений», в котором молодые режиссёры вступили в диалог с текстами «Маленьких трагедий». Новаторский для своего времени проект Пушкина обрёл эти черты и в наше время. Моцарт и Сальери уже двести лет как заперты вместе в странном пространстве и снова и снова проигрывают ситуацию, в которую их поместил автор. Как очистить классический текст от «затертости» постоянных повторов и цитирований? Номинантка «Золотой маски» режиссёр Александра Толстошева использует для этого инструменты перформанса. Следуя заветам Пушкина, создатели спектакля предаются вольному искусству и пренебрегают презренной пользой. Два актёра и один музыкант (Павел Юринов, Андрей Феськов, Владимир Розанов) импровизируют, перекраивают мизансцены, меняются ролями, каждый раз заново воспроизводя пушкинский текст. Он может прозвучать два, три, четыре раза — всё зависит от импровизационного потенциала перформеров. И в этих повторах рождается истинная история созависимости противоположных актёрских темпераментов, музыкальных структур, ритмов и рифм. Истинная история Моцарта и Сальери. Спектакль не имеет фиксированного времени. Он может быть остановлен перформерами в любой момент или идти «до последнего зрителя». Может быть «ясным, как простая гамма» или запутаться в сложной алгебре взаимоотношений. Может пройти путь от капустника, когда «маляр негодный пачкает Мадонну Рафаэля», до пронзительной звенящей чистоты, «возмущая в бескрылых чадах праха желанье улететь». Зритель тоже волен уйти в любой момент или остаться до конца, чтобы сказать: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Единого прекрасного жрецов».