Золотой петушок

Золотой петушок
6 марта 2025
ЧЕТВЕРГ
18:30

Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»

Небылица в лицах, опера в 3-х действиях с 1 антрактом

Либретто В.И. Бельского по сказке А.С. Пушкина

Продолжительность 2 часа 40 минут

Постановка 2025 года

Премьера 6 марта 2025 года

  • Режиссер-постановщик — Ангелина Никонова
  • Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский
  • Главный хормейстер — Арина Мирсаетова
  • Художник-постановщик (сценография, костюмы) — Варвара Тимофеева
  • Художник по свету — Стас Свистунович
  • Балетмейстер-постановщик — заслуженный артист России Леонид Сычев
  • Ассистенты режиссера — Мария Шестерикова, Александр Малов
  • Помощники режиссера — Полина Майорова, Руслан Малеков, Анастасия Икатова
  • Ассистенты дирижера — Владислав Лаврик, Захар Зайцев
  • Ответственный концертмейстер — Софья Журкина
  • Концертмейстеры — Людмила Горохова, Наталья Кубасова, Ольга Горбач
  • Выпускающий продюсер — Надежда Мамонтова

Действующие лица и исполнители:

  • Царь Додон — Сергей Теленков, Георгий Екимов
  • Царевич Гвидон — Сергей Писарев, Александр Гостев, Дмитрий Белянский
  • Царевич Афрон — Евгений Фан, Алексей Кошелев
  • Воевода Полкан — Максим Пасхальский, Виктор Ряузов
  • Ключница Амелфа — Карина Хэрунц, София Схиртладзе, Елизавета Вайслейб
  • Звездочет — Владимир Куклев, Сергей Годин
  • Шемаханская царица — Венера Гимадиева, Галина Круч
  • Золотой петушок — Анастасия Джилас, Татьяна Иващенко
  • Попугай — Софья Чижова, Камилла Исакаева

Хор и балет Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

6, 7, 8, 9 марта 2025 года Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина представляет премьеру последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке».

В 1834 году Пушкин приехал в родовое имение Болдино в надежде, что здесь его вновь посетит творческое вдохновение, как это случилось в предыдущие визиты в 1830 и 1833 годах. Итогом этой Болдинской осени стала сатирическая «Сказка о золотом петушке». Пушкиноведы утверждают, что сюжет сочинения основан на «Легенде об арабском астрологе» из сборника «Легенды Альгамбры» писателя-романтика Вашингтона Ирвинга. Но, как известно, на свете часто встречаются интерпретации одного и того же сюжета у разных народов. Так история о жадном и ленивом правителе, загадочном кудеснике и коварной красавице благодаря пушкинскому гению превратилась в «Сказку о золотом петушке». Впервые сочинение было опубликовано в 1835 году в ежемесячном русском журнале «Библиотека для чтения». «Сказка о золотом петушке» — последняя сказка, написанная Александром Пушкиным.

В 1906 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был уже неизлечимо болен. Он не строил новых планов, а скорее подводил итог своей жизни. Ждал постановки «главной», по его мнению, оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», завершил рукопись воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни». Но в октябре в его нотной тетради появляется первая фраза новой оперы — тема Золотого петушка «Кири-куку, царствуй, лежа на боку». А поэт и либреттист Владимир Иванович Бельский получает от композитора записку:

«Нет ни службы, ни работы

В день торжественный субботу,

Двадцать первый октября,

Ни на что не посмотря,

К Вам сбираюсь на минутку,

В третьем часе меня ждите

(коль нельзя, то напишите)

Сочинять хочу не в шутку

«Золотого петуха».

Хи, хи, хи да ха, ха, ха.»

Так началась работа над последней оперой Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Владимир Бельский, автор либретто к «Садко», «Сказке о царе Салтане», «Сказанию о невидимом граде Китеже», полностью сохранил пушкинский текст и дополнил его своими строфами в стиле поэта. Уже в апреле 1907 года было полностью готово первое действие, а 29 августа 1907 года работа над оперой завершилась.

Николай Андреевич был счастлив вновь ощутить «муки» и радость творчества. Осталось дождаться постановки «Золотого петушка» на театральной сцене. В ход событий, как и в случае с пушкинской сказкой, вмешались политика и цензура. Получив от цензора оперу с некоторыми сокращениями, композитор в 1908 году пишет издателю Борису Петровичу Юргенсону: «Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел... Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует». Последнее в жизни Римского-Корсакова письмо от 6 июня 1908 года было адресовано также Борису Юргенсону: «Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против».

Впервые последняя опера Н.А. Римского-Корсакова была поставлена после смерти композитора с цензурными сокращениями 24 сентября 1909 года в Московской частной опере С. И. Зимина. Сейчас «Золотой петушок» — одна из самых репертуарных опер в мире.

На Нижегородской сцене «Золотой петушок» первый и единственный раз был поставлен в 1955 году.

В 2025 году опера возвращается в репертуар Нижегородского театра оперы и балета в версии режиссера Ангелины Никоновой. Это первая оперная постановка режиссера в России — в 2023 Ангелина с огромным успехом дебютировала как оперный режиссёр в Гамбурге с «Леди Макбет Мценского Уезда» Шостаковича. Режиссерское прочтение оперы лежит в аспекте духовной борьбы человека с искушениями и своими губительными страстями. «Добрым молодцам урок» не ограничивается временем и пространством. Даже во втором тысячелетии живы образы, созданные Пушкиным и Римским-Корсаковым. О чем же будут говорить со зрителем участники постановки? О правде и кривде. О любви и корысти. Об искренности и лжи… Волшебная атмосфера создаётся посредством декораций, костюмов, световых решений, хореографии и режиссуры. А заложенные в постановку серьезные смыслы завуалированы легкой сказочной и юмористической подачей, продиктованной музыкой Н. А. Римского-Корсакова. «В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо…». Б. Асафьев

Источник: operann.ru


Стоимость 500
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Нижнем Новгороде
Фев
26
23 февраля, 24 февраля ...
22 марта, 02 апреля
01 марта, 02 марта ...
23 февраля, 02 марта ...
26 февраля, 09 марта
25 февраля, 26 февраля
01 марта, 19 марта ...
Фев
28
23 февраля, 23 марта
Фев
25
23 февраля, 24 февраля ...
04 марта, 20 марта