Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем, Москва.
В экспозиции представлено около ста работ периода авангарда, включая новаторские эксперименты Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Елеазара Лангмана, Якова Халипа, Георгия Петрусова и других выдающихся мастеров советской фотографии.
Главный лозунг Октябрьской революции 1917 года – построение нового мира, преобразование реальности – был услышан и поддержан молодой российской интеллигенцией, литераторами, художниками, режиссерами, композиторами и, конечно, фотографами. Молодое государство нуждалось в быстром переходе в ряды своих сторонников бóльшей части населения страны. Гигантский социальный эксперимент спровоцировал волну художественных экспериментов. В авангарде этого движения был Александр Родченко – живописец, дизайнер, фотограф, активно работавший и в театре, и в кинематографе, и в рекламе.
Для Родченко фотография – искусство (именно так назывался текст, написанный им для журнала «Советское фото» в 1934 году, но опубликованный впервые только в 1971), обладающее своим изобразительным языком. На тот момент это было утверждением, которое Родченко приходилось доказывать и своим творчеством, и своими теоретическими работами. Родченко призывал своих коллег быть разнообразными и фиксировать мир во множестве возможностей и точек зрения.
Открытые им формальные фотографические приемы – динамичная диагональная композиция, съемка с неожиданных точек, форсированная перспектива, смелое использование сверхкрупных планов – брались на вооружение не только его учениками и последователями из фотографической секции группы «Октябрь» (Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Давид Шулькин, Виталий Жемчужный, Анатолий Скурихин), но и идейными и эстетическими противниками из Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ), а также фотографами, не входившими ни в какие группы и объединения (Георгий Петрусов, Михаил Прехнер, Яков Халип, Макс Пенсон, Эммануил Евзерихин и др.).
«Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать… Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним», – писал Родченко в журнале «Новый ЛЕФ».
В октябре 1928 года авторы журнала «Новый ЛЕФ» вошли во Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» – архитекторы братья Веснины, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, художники Александр Дейнека, Густав Клуцис, Соломон Телингатер. В 1929 году была создана фотосекция, которую возглавил Александр Родченко. Романтический взгляд на перемены, происходившие в стране, наполнял живым чувством работы фотографов-авангардистов.
В 1931 году в Доме печати состоялась выставка членов группы «Октябрь», на которой были показаны фотографии Александра Родченко, Елеазара Лангмана, Бориса Игнатовича, Давида Шулькина, Ольги Игнатович и других. Выставка подверглась жестокой критике. Вот только один из критических пассажей: «Их работы [Родченко, Игнатовича, Лангмана] довольно наглядно демонстрировали тот тупик, в который ведут формалистский и механистический подход к нашей действительности, использование объектов социалистического строительства, главным образом, в целях формалистического трюкачества» (журнал «Пролетарское фото», 1932, №1).
Родченко был исключен из группы, ее возглавил Борис Игнатович. Впрочем, дальнейшая история фотогруппы «Октябрь» оказалась очень короткой: как и другие творческие объединения, она просуществовала только до апреля 1932 г., когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Дальнейшие изменения в общественно-политической жизни страны привели к насаждению в советском искусстве метода социалистического реализма; на долгие годы фотоавангард – самое яркое и живое явление в советской фотографии – был забыт.