Вокальная музыка немецких романтиков

Вокальная музыка немецких романтиков
Пакгаузы на Стрелке
В исполнении солистов и женского хора Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина прозвучит «Вокальная музыка немецких романтиков».
В XIX веке на смену строгому классицизму пришел подчиняющийся чувствам и эмоциям романтизм. Теперь главный герой поэм, картин, музыкальных опусов — Человек, а не Человечество, как у классиков. Излюбленным жанром композиторов-романтиков стала камерная музыка — в том числе и вокальная.
Франц Шуберт (Franz Peter Schubert, 1797–1828) — один из родоначальников романтизма в музыке. Его вокальное творчество сформировало жанр песни — «лирической исповеди». Источником вдохновения для таких сочинений служили поэтические тексты. Шуберт писал музыку и на стихи великих Шиллера, Гейне, Гёте, и на строфы менее известных поэтов. В каждом из них композитор находил волнующие его чувства, не иллюстрируя литературный источник, а придавая звучанию слова новые краски. За кажущейся простотой вокальных сочинений Шуберта стоит высочайшее мастерство композитора в изложении вокальной и инструментальной партий, требующее от исполнителей безупречного владения кантиленой и ансамблевым искусством. В программу концерта вошли проникновенные и изысканные вокальные квартеты Шуберта и Ständchen «Zögernd leise» / Серенада. Интересно, что жизнерадостная Ständchen была написана по заказу вокального педагога Анны Фрёлих, ко дню рождения её ученицы Луизы Госмар, как и стихи Франца Грильпарцера для этого сочинения. Серенада для альта и женского хора с фортепиано — второй вариант произведения. Написав Ständchen для женского голоса и мужского хора, Шуберт по просьбе Фрелих изменил концепцию сочинения, предоставив солистке возможность исполнять его вместе с подругами — женским хором.
Во второй половине XIX века творческие традиции Шуберта продолжил Йоганнес Брамс (Johannes Brahms, 1833–1897). Он — автор почти 400 вокальных сочинений, среди которых песни, светские и духовные кантаты, хоровые произведения. Брамс, как и Шуберт, не стремился к музыкальному «сурдопереводу» взятого им текста. Главным для музыканта всегда оставались эмоциональное наполнение и чувства, переданные посредством мелодии. В 50–60-е годы XIX века он руководил женским хором в Гамбурге, придворной капеллой в Детмольде, венским филармоническим хором. Исполняя с этими коллективами хоровые произведения XVII века, Брамс в своих сочинениях — особенно в канонах — нередко использовал приемы барочной музыки. Канон «Mir lächelt kein Frühling» и 3 духовных хора — возвышенные хоралы, наполненные по велению романтика теплом человеческих чувств. Кроме того, музыке Брамса, как истинно романтическому созданию, присущи национальные черты, интонации народной песни. Так звучат 12 песен и романсов для женского хора и фортепиано — в них прелестная танцевальность и изысканная простота. Возглавляя певческие объединения, Брамс знал все тонкости вокальной природы. Он создавал из голосов изящный причудливый узор, приобретающий особую притягательность в звучании женского хора.
Немецкий композитор Макс Регер (Johann Baptist Joseph Maximilian Reger, 1873–1916) в пять лет играл на скрипке, виолончели, органе и фортепиано. В 10 лет заменял органиста в Вайденской приходской церкви. А в 15 лет, услышав на Байрейтском фестивале оперы Вагнера, Регер решил связать свою жизнь с музыкой. Его творческое наследие включает практически все жанры. Кроме сочинительства, Регер выступал как органист, пианист, дирижер, писал статьи для периодических изданий, преподавал. В 1906 году по приглашению русского музыканта Александра Зилотти Регер решился на, пожалуй, самое продолжительное свое путешествие — он посетил Санкт-Петербург, где принял участие в концертах. Вот как описывает его дирижерское выступление критик-очевидец: «Тяжелая фигура его начинает жить музыкой, приходить в оживление. Голова, руки, хребет, бедра, ноги безудержно подчиняются чарам и капризам мелодии, ритма, темпа. Разнообразие жестов его удивительно: то он благословляет оркестр, то бросает в него семена, то просит у него подаяния, то выплясывает перед ним матчиш». Успех выступлений Регера в России был огромным. Русский критик Вячеслав Каратыгин назвал немецкого музыканта «высокодаровитым композитором, порой возвышавшимся до гениальности». К сожалению, вскоре после смерти Регера интерес к его творчеству угас. Сегодня чаще можно услышать его музыку в записи, чем со сцены. В программе концерта прозвучат Три песни для хора Макса Регера — прекрасная возможность познакомиться с хоровым творчеством немецкого композитора-романтика.
Исполнители:
Татьяна Иващенко (сопрано)
Елена Сизова (сопрано)
Сергей Писарев (тенор)
Дмитрий Белянский (тенор)
Евгений Фан (баритон)
Александр Воронов (бас)
Ольга Онац (фортепиано)
Женский хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Хормейстер и дирижер — главный хормейстер театра Арина Мирсаетова
В программе:
I отделение
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Ständchen «Zögernd leise» /Серенада «Тихо крадучись» для альта-соло, хора и фортепиано на ст. Ф. Грильпарцера (Franz Grillparzer 1791-1872) op. 135 (1827). Соло — Елена Сизова.
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «An die Sonne» / «К солнцу» на ст. И. П. Уца D 439 (1816)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Die Geselligkeit» («Lebenslust») / «В кругу друзей» («Радость жизни») на ст. И.К. Унгера D 609 (1818)
Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). 12 песен и романсов для женского хора и фортепиано op. 44 (1859–60)
Тетрадь I:
«Minnelied» / «Любовная песня» на ст. И. Г. Восса
«Der Braeutigam» / «Жених» на ст. Й. фон Эйхендорфа
«Barcarole» / «Баркарола» пер. с итальянского К. Витте
«Fragen» / «Вопросы» пер. со словенского А.А. фон Ауэршперга
«Die Muellerin» / «Мельничиха» на ст. А. фон Шамиссо
«Die Nonne» / «Монашка» на ст. Л. Уланда
Тетрадь II:
«Nun stehn die Rosen in Bluete» / «И вот расцветают все розы» на ст. П. Хейзе
«Die Berge sind spitz» / «У гор острые вершины» на ст. П. Хейзе
«Am Wildbach die Weiden» / «Луга у быстрого ручья» на ст. П. Хейзе
«Und gehst du ueber den Kirchhof» / «Пройдешь ты по погосту» на ст. П. Хейзе
«Die Braut» / «Невеста» на ст. В. Мюллера
«Maerznacht» / «Мартовская ночь» на ст. Л. Уланда
Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). Канон «Mir lächelt kein Frühling» / «Весна не улыбается мне» для 4 женских голосов WoO 25 (1877)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Begraebnislied» / «Погребальная песнь» на ст. Ф.Г. Клопштока D 168
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Grab und Mond» / «Могила и луна» на ст. И.Г. Зейдля D 893 (1826)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Gesang der Geister über den Wassern» / «Песнь духов над водами» на ст. И.В. фон Гёте D 538
II отделение
Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). Из цикла «13 канонов для трехголосного женского хора» op. 113 (1859-91)
«Grausam erweiset sich Amor an mir» / «Жесток со мной Амур» на ст. И. Гете (1891)
«Schlaf, Kindlein schlaf!» / «Спи, дитя, спи!» народная песня (1891)
«Wenn die Klänge nahn und fliehen» / «Звуки песен ближе. дальше» на ст. Й. фон Эйхендорфа (1891)
«Leise Töne der Brust» / «Тихие звуки в груди» на ст. Ф. Рюккерта (1859-63)
«Wenn Kummer hätte zu töten» / «Если б печали было дано убивать» пер. с арабского Ф. Рюккерта (1859-63)
«Einförmig ist der Liebe Gram» / «Горе любви единообразно» на ст. Ф. Рюккерта (1891)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Des Tages Weihe: Schicksalslenker, blicke nieder» / «Освящение дня: Взгляни на нас, Вершитель судеб» op. posth. 146, D 763 (1822)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Gott im Ungewitter» / «Господь, являющий себя в буре» на ст. И.П. Уца op. posth. 112/1 D 985 (1827 ?)
Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). 3 духовных хора для женских голосов a cappella op. 37 (1859)
«O bone Jesu» / «О Боже Иисус»
«Adoramus te, Christe» / «Мы обожаем тебя, Христос»
«Regina coeli» / «Царица небесная»
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Hymne an den Unendlichen» / «Гимн Бесконечному» на стихи Ф. Шиллера op. posth. 112/3 D 232 (1815)
Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Канон «Spruеchе des Konfuzius»: «Dreifach ist der Schritt der Zeit» / «Изречения Конфуция: Тройная поступь времени» D 70 (1813)
М. Регер (Johann Baptist Joseph Maximilian Reger 1873–1916). 3 песни для женского хора, op.111b
«Im Himmelreich ein Haus steht» («In Heaven Doth A House Rise») / «Есть дом в Царстве Небесном»
«Abendgang im Lenz» («Evening Walk In Spring») / «Вечерняя прогулка весной»
«Er ist`s» («`tis Spring») / «Это весна»
Концерт в 2 отделениях.

Стоимость 1000 - 3000
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Нижнем Новгороде в эти выходные

Пакгаузы на Стрелке

похожие мероприятия

Все мероприятия в Нижнем Новгороде
23 ноября, 21 декабря
Ноя
24
Дек
06
Ноя
30
Ноя
24
30 ноября, 28 января
Ноя
24
Дек
05
26 ноября, 26 декабря ...
Дек
04
Дек
06