Исполнители:
- Татьяна Иващенко (сопрано)
- Диляра Идрисова (сопрано)
- Галина Круч (сопрано)
- Светлана Ползикова (сопрано)
- Яна Дьякова (меццо-сопрано)
- Дмитрий Белянский (тенор)
- Сергей Писарев (тенор)
- Борис Степанов (тенор)
- Александр Миминошвили (баритон)
- Софья Журкина (фортепиано)
- Ксения Цендра (фортепиано)
*Программа концерта:
В.А. Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart 1756-1791)
1 отделение:
- Песня «Daphne, deine Rosenwangen» / «Дафна, розы щёк твоих» для сопрано и фортепиано KV 52 (46c) (1768). Исп. Борис Степанов
- Песня «Sehnsucht nach dem Frühling» / «Тоска по весне» на ст. К.А. Овербека (Christian Adolph Overbeck 1755-1821) для голоса и фортепиано KV596 (1791). Исп. Яна Дьякова
- Песня «An Chloe» / «К Хлое» на стихи И.Г. Якоби (Johann Georg Jacobi 1740-1814) для голоса и фортепиано KV524 (1787). Исп. Борис Степанов
- Песня «Des kleinen Friedrichs Geburtstag» / «День рождения маленького Фридриха» на стихи И. Г. Кампе (Joachim Heinrich Campe 1746-1818) для голоса и фортепиано KV529 (1787). Исп. Александр Миминошвили
- Песня «Das Kinderspiel» / «Детская игра» на ст. К.А. Овербека (Christian Adolph Overbeck 1753-1820) для голоса и фортепиано KV598 (1791). Исп. Диляра Идрисова
- Канон «Gehn wir im Prater» / «Мы едем в Пратер» для 4-х голосов KV558 (1788). Исп. Галина Круч, Татьяна Иващенко, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Песня «Die kleine Spinnerin» / «Маленькая пряха» для голоса и фортепиано KV531 (1787). Исп. Александр Миминошвили
- Песня «Die Alte» / «Старуха» на ст. Ф. фон Хагедорна (Friedrich von Hagedorn 1708-1754) для голоса и фортепиано KV517 (1787). Исп. Галина Круч
- Песня «Das Veilchen» / «Фиалка» на ст. И.В. фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe 1749-1832) для голоса и фортепиано KV476 (1785). Исп. Галина Круч
- Канон «Heiterkeit und leichtes Blut» / «Беззаботность, легкий нрав» для 3-х голосов KV507 (1786). Исп. Галина Круч, Светлана Ползикова, Татьяна Иващенко
- Канон «O du eselhafter Peierl» / «О ты, ослу подобный Пайерль» на ст. В.А. Моцарта для 2-х голосов KV559a (1785). Исп. Галина Круч, Дмитрий Белянский, Татьяна Иващенко, Сергей Писарев
- Канон «Difficile lectu mihi» / «Мне трудно читать» KV559 (1788). Исп. Борис Степанов, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Песня «Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte» / «Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника» на ст. Г. фон Баумберг (Gabriele von Baumberg 1768-1839) для голоса и фортепиано KV520 (1787). Исп. Яна Дьякова
- Песня «Einsam bin ich, meine Liebe» / «Я одинок, любовь моя» для голоса и фортепиано, фрагмент KV475a (Anh. 26) (1785). Исп. Александр Миминошвили
- Песня «Wie unglücklich bin ich nit» / «Как несчастен я» для голоса и фортепиано KV147 (125g) (1772). Исп. Галина Круч
- Песня «Der Zauberer» / «Чародей» на стихи К.Ф. Вейсе (Christoph(er) Ernst Friedrich Weyse 1774-1842) для голоса и фортепиано KV472 (1785). Исп. Борис Степанов
- Песня «Das Traumbild» / «Видение» на ст. Л.Г.К. Хёлти (Ludwig Christoph Heinrich Hoelty 1748-1776) для голоса и фортепиано KV530 (1787). Исп. Диляра Идрисова
- Канон «Selig, selig alle, die im Herrn entschliefen!» / «Блаженны все, почившие в Господе!» на ст. Л.Г.К. Хёлти (Ludwig Christoph Heinrich Hoelty 1748-1776) для 2-х голосов KV230 (382b) (1782). Исп. Диляра Идрисова, Яна Дьякова
- Канон «Sie, sie ist dahin, die Sängerin» / «Он умер, тот певец» на ст. Л.Г.К. Хёлти (Ludwig Christoph Heinrich Hoelty 1748-1776) для 3-х голосов KV229 (382a) (1782) Исп. Борис Степанов, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Канон «Lacrimoso son`io» / «Я в слезах» KV555 (1788). Исп. Светлана Ползикова, Татьяна Иващенко, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Песня «Die betrogene Welt» / «Обманутый мир» на стихи К.Ф. Вейсе (Christoph(er) Ernst Friedrich Weyse 1774-1842) для голоса и фортепиано KV474 (1785). Исп. Александр Миминошвили
2 отделение:
- Канон «Caro bell`idol mio» / «Дорогой, прекрасный кумир» KV562 (1788). Исп. Борис Степанов, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Песня «Abendempfindung» / «Вечернее чувство» на ст. И.Г. Кампе (Joachim Heinrich Campe 1746-1818) для голоса и фортепиано KV523 (1787). Исп. Яна Дьякова
- Песня «Im Frühlingsanfang: Erwacht zum neuen Leben» / «В начале весны: Проснувшись к новой жизни» на стихи К.К. Штурма (Christoph Christian Sturm 1740-1786) для голоса и фортепиано KV597 (1791). Исп. Александр Миминошвили
- Песня «Das Lied der Trennung» / «Песня расставания» на стихи К.Э.К. Шмидта (Klamer Eberhard Karl Schmidt 1746-1824) для голоса и фортепиано KV519 (1787). Исп. Галина Круч
- Песня «Beim Auszug in das Feld: Dem hohen Kaiser-Worte tre» / «При выступлении войск в поход: Приказу кайзера верны» для голоса и фортепиано KV552 (1788). Исп. Борис Степанов
- Песня «Ein deutsches Kriegslied: Ich möchte wohl der Kaiser sein» / «Немецкая солдатская песня: Хотел бы кайзером я быть» на стихи Иоганна В.Л. Глейма (Johann Wilhelm Ludwig Gleim 1719-1803) для голоса и оркестра KV539 (1788). Исп. Александр Миминошвили
- Канон «Lieber Freistädtler, lieber Gaulimauli» / «Дорогой Фрайштадтец, дорогой Галимаули» KV232 (509a) (1787). Исп. Светлана Ползикова, Татьяна Иващенко, Сергей Писарев, Дмитрий Белянский
- Канон «Nichts labt mich mehr als Wein» / «Ничто меня не тешит больше, чем вино» для 3-х голосов KV233 (382d) (1782). Исп. Дмитрий Белянский, Сергей Писарев, Борис Степанов
- Канон «Essen, trinken, das erhält» / «Еда с питьём поддерживают тело» на ст. В.А. Моцарта для 3-х голосов KV234 (382e) (1782). Исп. Галина Круч, Светлана Ползикова, Сергей Писарев
- Песня «Die Zufriedenheit» / «Удовлетворенность» на ст. К.Ф. Вейсе (Christoph(er) Ernst Friedrich Weyse 1774-1842) для голоса и фортепиано KV473 (1785). Исп. Александр Миминошвили
- Песня «Die Zufriedenheit» / «Довольство жизнью» на стихи И.М. Миллера (Johann Martin Miller 1750-1814) для голоса и мандолины или фортепиано KV349 (367a) (1780-81). Исп. Диляра Идрисова
- Песня «Lobgesang аuf die feierliche Johannisloge: O heiliges Band» / «Хвалебная песнь по случаю праздника Иоанновой ложи: О святые узы» на стихи Л. Ф. Ленца (Ludwig Friedrich Lenz 1717-1780) для голоса и фортепиано KV148 (125h) (1772/1778). Исп. Борис Степанов
- Песня «Lied zur Gesellenreise: Die ihr einem neuen Grade» / «Песня-напутствие подмастерьям: Близки вы к новой степени познанья» для голоса и фортепиано KV468 (1785). Исп. Яна Дьякова
- Песня «Die Verschweigung» / «Умолчание» на стихи К.Э.Ф. Вейсе (Christoph Ernst Friedrich Weyse 1774-1842) для голоса и фортепиано KV518 (1787). Исп. Борис Степанов
- Песня «Das Lied der Freiheit» / «Песня свободы» на ст. Ал. Блумауэра (Aloys Blumauer 1755-1798) для голоса и фортепиано KV506 (1786). Исп. Диляра Идрисова
- Песня «An die Freude» / «К радости» на стихи И.П. Уца (Johann Peter Uz 1720-1796) для сопрано и фортепиано KV 53 (43b) (1768). Исп. Галина Круч
- Канон «Ave Maria» KV554 (1788). Исп. Светлана Ползикова, Татьяна Иващенко, Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
- Песня «An die Einsamkeit: Sei du mein Trost, verschwiegene Traurigkeit!» / «К одиночеству: Будь утешеньем мне, сокрытая печаль!» на стихи И. Т. Гермеса (Johann Timotheus Hermes 1738-1821) для голоса и фортепиано KV391 (340b) (1780). Исп. Галина Круч
- Песня «Verdankt sei es dem Glanz der Großen» / «Обязан я славе великих...» на стихи И. Т. Гермеса для голоса и фортепиано KV392 (340a) (1780). Исп. Диляра Идрисова
- Песня «Ich würd auf meinem Pfad» / «Я на своей тропе» на ст. И.Т. Гермеса (Johann Timotheus Hermes 1738-1821) для голоса и фортепиано KV390 (340c) (1780). Исп. Яна Дьякова
- Канон «Ach, zu kurz ist unsers Lebens Lauf» / «Ах, слишком быстро наша жизнь проходит» KV228 (515b) (1787). Исп. Татьяна Иващенко, Светлана Ползикова, Дмитрий Белянский, Александр Миминошвили
*В программе возможны изменения
28 июня 2025 года со сцены Концертного Пакгауза в исполнении солистов Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина будет звучать вокальная музыка В.А. Моцарта.
В второй половине XVIII века в вокальном искусстве главенствовали итальянские канцоны и французский романс, народные песни и оперные арии. Моцарт стал одной из ведущих персон в развитии жанра песни — немецкой, французской, австрийской, посвятив этому явлению критические статьи и свои сочинения. В совершенстве изучив традиции итальянского вокального письма и исполнения, композитор написал свои первые песни в юности, а одна из самых известных, очаровательная «Sehnsucht nach dem Frühling» / «Тоска по весне» появилась в последний год жизни композитора.
В творческом наследии В.А. Моцарта более 50 канцон (песен) и канонов. В основном небольшие по объему, они изысканны в своей простоте и безупречны с точки зрения композиторского письма: роскошная вокальная кантилена и филигранная инструментальная партия. Каждое произведение абсолютно уникально. Среди них — забавные розыгрыши, хоральные миниатюры, романтические баллады, классические пьесы, почти «оперные» арии, менуэты и сарабанды, написанные по случаю встреч с друзьями, для домашних салонов и публичных концертов.
Особенностью моцартовских лидов (Lied — песня на немецкие стихи), стал выбор композитором литературной основы для них. В вокальных миниатюрах, как, впрочем, и в операх, обычно большую роль играет поэтический текст. Моцарт практически не использовал для своих песен высокую поэзию. Авторы стихов, которые его привлекали, были мало известны и совершенно не соответствовали уровню моцартовского дарования. Но композитор считал, что стихи — это лишь повод для создания музыки, а песни, на них написанные, — безделушки, не стоящие внимания, «побочный продукт», как сказал австрийский музыковед Альфред Энштейн. Подтверждением этого стало, например, то, что Моцарт уступил права на несколько своих лидов, среди которых «Das Traumbild» / «Видение» и «Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte» / «Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника», своему другу Готфриду фон Жакену, в гостях у которого они и были сочинены. И только в основе лирико-драматической сценки «Das Veilchen» / «Фиалка» лежат гениальные стихи И.В. Гете.
«Ты, Моцарт — Бог», — написал Александр Пушкин о гениальном венском классике. Спорить с этим невозможно. Сочинения Моцарта в любом жанре восхищают безупречной гармонией и красотой. Но только ли это делает их величайшим музыкальным сокровищем? Внешней «стройности» неизменно сопутствует смысловая и эмоциональная глубина и «смелость».
Источник: operann.ru