Сергей Прокофьев. Александр Локшин

Сергей Прокофьев. Александр Локшин
Пакгаузы на Стрелке
Когда композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) решил вернуться в Россию и обосноваться в Москве постоянно, страна готовилась отметить 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Так вспоминал об этом композитор: «В ближайшее время я должен закончить заказанный Большим театром балет «Ромео и Джульетта». Это займёт много времени. После этого у меня будет ещё много работы в связи с 100-й годовщиной со дня смерти Пушкина. У меня много заказов на создание музыки к инсценировкам по Пушкину, а также к фильму «Пиковая дама». Работа над музыкой к кинофильму стала Прокофьева вторым опытом создания саундтреков после кинокартины «Поручик Киже» режиссёра Александра Файнциммера. Тема «Пиковой дамы» была для композитора интересной своей возможностью поспорить с признанным оперным шедевром П.И. Чайковского. Сергей Прокофьев считал, что опера о трех картах не самое удавшееся сочинение великого композитора. «...моя работа над фильмом «Пиковая дама» представляется мне более лёгкой. Здесь Чайковский, на мой взгляд, дальше, чем в «Евгении Онегине», уклонился от пушкинского оригинала. Взять хотя бы, к примеру, центральный образ — Германа, лирически-страстно влюбленного у Чайковского в Лизу, у Пушкина — игрока, случайно замечающего молоденькую воспитанницу графини и превращающего её в орудие для достижения своей цели», — из интервью композитора газете «Вечерняя Москва» 22 июня 1936 г.
Прокофьев получил от режиссёров сначала от Эдуарда Пенцлина, а потом от Михаила Ромма точный план пожеланий к музыке будущего фильма. Создатели картины предполагали максимально следовать пушкинскому сценарию, в котором прямая речь появлялась всего 107 раз (Ромм проанализировал и подсчитал). А это значит, что «Пиковая дама» приближалась по концепции к немому кино, и музыка приобретала особое значение, становясь полноправным действующим лицом. Прокофьев написал 24 оркестровых номера. Его стиль ничем не напоминал романтическую партитуру Чайковского. Повторяющиеся темы, по сути — лейтмотивы, делали музыку театральной и образной. Сухие «кружащиеся» звуки Германа, светлая прокофьевская лирика Лизы, мрачные нисходящие ходы графини дополнялись дивертисментом с полонезом и менуэтом... Это, кстати, подтверждение сильнейшего, почти мистического влияния «Пиковой» Чайковского, ведь именно он ввёл сцену бала, которой нет у Пушкина. А если прислушаться, то можно заметить, что музыкальная характеристика Графини у Прокофьева сохраняет интонации великой оперной «Дамы».
В 1937 году «Пиковая дама» на экраны не вышла, а Ромм был уволен с киностудии «Мосфильм» за фильмы, «не отвечающие задачам советской кинематографии». Режиссёр через год вернулся к работе над экранизацией, но это была совсем другая «Пиковая дама» уже с музыкой П.И. Чайковского.
Сергей Прокофьев написал музыку к четырём пушкинским постановкам — спектаклей «Борис Годунов» в постановке В. Мейерхольда, «Египетские ночи» и «Евгений Онегин» в постановке А. Таирова, экранизации «Пиковая дама» режиссёра М. Ромма. Из всех этих проектов зритель увидел только «Египетские ночи». Композитор сохранил свою музыку, дав ей возможность прозвучать в других, в том числе симфонических сочинениях, собрав в оркестровые сюиты. В 1962 году три номера из музыки к несостоявшемуся кинофильму «Пиковая дама» вошли в оркестровую «Пушкиниану», скомпонованную дирижёром Геннадием Рождественским. В 1968 году полная версия «Пиковой» Прокофьева вошла в хореографический спектакль ленинградского Камерного балета под руководством Петра Гусева в постановке Николая Боярчикова.
Вокальная симфония — жанр, не так часто появляющийся в творчестве композиторов. В ХХ веке его продолжил русский композитор Александр Лазаревич Локшин (1920–1987), один из самых ярких среди композиторской плеяды середины века.
Талантливый, харизматичный молодой музыкант приехал в Москву и поступил сразу на второй курс Московской консерватории. Его учителем становится представитель академической композиторской школы Николай Яковлевич Мясковский. Вскоре студента Локшина принимают в Союз композиторов. Но стремительное восхождение обрывается после того, как в качестве дипломной работы он, нарушив всякую политкорректность, представляет симфонию «Цветы зла» для сопрано и большого симфонического оркестра на декадентские стихи Ш. Бодлера. Локшин, изгнан из консерватории и вынужден вернуться в родной Новосибирск. Затем, в 1943 году после написания кантаты «Жди меня» на стихи К. Симонова и исполнения её Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского, Локшин был реабилитирован. Он вернулся в Москву, где с успехом закончил консерваторию и стал преподавать в своей Alma Mater. Молодой педагог знакомил своих студентов со всем богатством европейской музыки, в том числе с теми стилями и композиторами, о которых предпочитали умалчивать в официальной учебной программе. В результате в 1948 году Локшин был уволен из консерватории. К этому несчастью добавилось обвинение в доносительстве, после которого от музыканта отвернулись почти все друзья и почитатели. Композиторы Револь Бунин и Дмитрий Шостакович, альтист и дирижёр Рудольф Баршай и пианистка Мария Юдина — вот несколько имён людей, не усомнившихся в порядочности Александра Лазаревича. Эти события не могли не отразиться на настроении и здоровье музыканта, на теме созданных им произведений. Одним из основных жанров в его творчестве стала вокальная симфония Композитор мастерски вписывал голос в оркестровую ткань, представляя его одним из инструментов оркестра. Включение в симфоническую партитуру вокальной партии стало для Локшина возможностью не только подчеркнуть программность сонатно-симфонического цикла, но стремлением сохранить заложенный в сочинение смысл, не допуская вольных трактовок.
Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра написана на стихи А.С. Пушкина. Обычно композиторы предпочитают романтические опусы поэта, добавляя патетические строфы. Локшин нашёл среди огромного пушкинского наследия тексты, созвучные его состоянию и экспрессионистским мотивам — «Песни западных славян». Композитор выбрал три из них: переложения прозы французского писателя П. Мериме «Видение короля» и «Влах в Венеции» и художественный перевод сербской песни «Соловей». «Композитору прекрасно удаётся создать особую перенапряжённую, кошмарную атмосферу..., — после первой части наступает своего рода пробуждение, однако действительность ничем не лучше кошмарного сна, — и многочисленные музыкальные иллюстрации точны и выразительны, включая эпизод с предателем Радивоем, получившим от султана в награду кожу, содранную с его мученика-брата, поверженного боснийского короля... В целом, всё же, не возникает самостоятельного музыкального дыхания, как в других симфониях: музыка послушно следует за текстом, подобно мотетной форме. Интерпретация содержания всегда ясна, убедительна и часто оригинальна, как, например, в последней части — «Соловей», — превращённой в уже знакомый нам голос с той стороны, волнующую картину мира без меня». Б. Йоффе «Александр Локшин — неуслышанный композитор».
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина;
Дирижёр — Фёдор Леднев, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»;
Лауреат международных конкурсов Сергей Кузьмин — тенор.
Программа:
С.С. Прокофьев (1891–1953) — «Пиковая дама», музыка к неосуществлённому фильму М. Ромма, для большого симфонического оркестра (1936), op. 70;
А.Л. Локшин (1920–1987) — Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра на стихи А.С. Пушкина (1973)
«Видение короля»;
«Влах в Венеции»;
«Соловей».
С одним антрактом.

Стоимость 1000 - 2500
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Пакгаузы на Стрелке

похожие мероприятия

Все мероприятия в Нижнем Новгороде
Ноя
02-03
02 ноября, 07 ноября ...
10 ноября
01 ноября, 08 ноября ...
Ноя
11
09 ноября, 10 ноября ...
01 ноября, 03 ноября
Окт
31
Ноя
02
Ноя
04
30 октября, 31 октября ...
Ноя
09
Ноя
03