Исполнители: Вадим Репин (скрипка), народный артист РФ Борис Андрианов (виолончель), заслуженный артист РФ Александр Князев (фортепиано), лауреат международного конкурса им. С. В. Рахманинова Программа концерта: С. С. Прокофьев (1891-1953). Соната для фортепиано № 7 B-dur op. 83 (1939-42) Allegro inquieto Andante caloroso Precipitato С. С. Прокофьев (1891-1953). Соната для скрипки и фортепиано № 2 D-dur op. 94 bis (1944) Moderato Scherzo: Presto Andante Allegro con brio Д. Лигети (Gyorgy Sandor Ligeti 1923-2006) Соната для виолончели соло (1948-1953) Dialogo Capriccio Д. Д. Шостакович (1906-1975). Фортепианное трио № 2 e-moll op. 67 (1944) Andante — Moderato Allegro non troppo Largo Allegretto В программе возможны изменения. В программе Фестиваля «Современная музыка: к 80-летию Великой Победы» примут участие выдающиеся российские музыканты народный артист России Вадим Репин (скрипка), заслуженный артист России Борис Андрианов (виолончель) и молодой пианист, лауреат международных конкурсов Александр Князев. В программу концерта вошли сочинения русских композиторов С. Прокофьева и Д. Шостаковича, написанные во время Великой Отечественной войны, и очень мирное произведение Д. Лигети. Соната для фортепиано № 7 С. С. Прокофьева (1891-1953) была завершена в 1942 году. Остро переживая события, происходящие в мире, Прокофьев ощущал себя на переднем крае борьбы с фашизмом, передавая свои чувства в произведениях. Одновременно с Седьмой фортепианной сонатой были написаны опера «Война и мир», балет «Золушка», музыка к кинофильмам «Партизаны в степях Украины» и «Котовский». Седьмая соната Прокофьева в камерной музыке стала таким же символом борьбы и веры в победу, как Седьмая симфония Шостаковича. На закрытом показе сочинение играл сам автор. А 18 января 1943 года в Москве состоялась публичная премьера Седьмой, первым исполнителем которой стал Святослав Рихтер: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует, любит. Полнота его чувств обращается теперь ко всем. Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь», — рассказывал выдающийся пианист. В том же 1942 году после завершения грандиозной Седьмой сонаты для фортепиано Прокофьев решил написать лирическую сонату для флейты. Красивейшая прокофьевская кантилена стремилась воплотиться в этом нежном инструменте, а среди тяжелых военных будней должно было появиться нечто, по словам композитора, «в светлых и прозрачных классических тонах». Когда соната была написана, её услышал друг композитора, гениальный скрипач Давид Ойстрах и предложил Сергею Сергеевичу сделать вариант этой сонаты для скрипки и фортепиано. Прокофьеву идея показалась интересной, и в июне 1944 года в Москве прозвучала Соната для скрипки и фортепиано № 2 Сергея Прокофьева. Первыми исполнителями Сонаты стали Давид Ойстрах и пианист Лев Оборин, подарив популярность скрипичному варианту. Вторая мировая война внесла коррективы в судьбу Дьердя Лигети (1923-2006). Занимающийся точными науками, Лигети после вступления в войну Венгрии в 1941 году по причине еврейского происхождения не мог обучаться в Университете. И тогда главным для него стала музыка, которой Дьердь увлекался с детства. Но и обучение в Будапештской консерватории пришлось прервать. Лигети был отправлен в трудовую бригаду. Его отец погиб в Бухенвальде, младший брат в Маутхаузене. Из всей семьи в живых остались только Дьердь и его мать, чудом уцелевшая в Освенциме. После войны, вернувшись к мирной жизни, Лигети погрузился в творчество. В 1948 году было написано одно из первых и одно из немногих виолончельных сочинений Лигети — Dialogo. Появилась пьеса благодаря тайной влюбленности в однокурсницу по консерватории, виолончелистку Аннуш Вирани. Молодой композитор преподнес девушке Dialogo без объяснения причин. А та, вежливо поблагодарив, убрала пьесу «на полку», так ни разу и не исполнив. Прошло пять лет, и уже по просьбе другой исполнительницы Веры Денес Лигети дополнил Dialogo — «Потому что это похоже на разговор двух людей, мужчины и женщины. Я использовал струну «до», струну «соль» и струну «ля» по отдельности..», второй частью, назвав её Capriccio — «Мне было 30 лет, когда я его написал. Я любил виртуозность и доводил игру до предела виртуозности, как Паганини». Только в 1983 году в Париже Соната была впервые исполнена со сцены виолончелистом Манфредом Штильцем. Автор знаменитой Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) в 1943 году вернулся из эвакуации в Москву. В его творческие планы входила работа над фортепианным трио на русские народные темы. Война нанесла ему еще один удар — в Новосибирске в эвакуации умер ближайший друг Шостаковича, гениальный музыковед и энциклопедист Иван Иванович Соллертинский. «Мне кажется, что я никогда больше не смогу сочинить ни одной ноты», — писал потрясенный утратой композитор. Но спасением стало творчество: боль от потери друга и военная трагедия страны соединились в гениальной музыке — Фортепианном трио № 2 e-moll, получившем посвящение «Памяти Соллертинского». 14 ноября 1944 года Дмитрий Шостакович за фортепиано и участники Квартета имени Бетховена — скрипач Дмитрий Цыганов и виолончелист Сергей Ширинский — впервые исполнили трио. Они же впервые записали это сочинение. Тему из финала трио Шостакович включил в Струнный квартет № 8, посвященный памяти жертв фашизма и войны. В 1975 году музыка второй части Фортепианного трио «Памяти Соллертинского» провожала в последний путь его автора — Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вадим Репин (скрипка) Народный артист РФ Лауреат французской национальной премии Victoire d‘Honneur за выдающиеся достижения в искусстве Кавалер Ордена искусств и литературы Родился в Новосибирске в 1971 году. С пяти лет начал обучаться игре на скрипке и через полгода впервые выступил на сцене. Его наставником был Захар Брон. В 11 лет завоевал Золотую медаль Международного конкурса имени Г. Венявского, дебютировал в Москве и Ленинграде, в 14 лет гастролировал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, а год спустя — в Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1989 году музыкант стал самым молодым победителем Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю, а 20 лет спустя вошел в состав жюри этого конкурса. Концерты скрипача проходят в лучших залах мира; среди его творческих партнеров — М. Аргерих, Ч. Бартоли, Ю. Башмет, М. Плетнёв, Н. Луганский, Е. Кисин, М. Майский, Ланг Ланг. Выступает с крупнейшими оркестрами Австрии, Великобритании, Германии, Гонконга, Израиля, Италии, Канады, Нидерландов, России, США, Франции. Сотрудничал с такими дирижерами, как В. Ашкенази, Ю. Темирканов, Ю. Башмет, С. Бычков, Д. Гатти, В. Гергиев, Ш. Дютуа, Дж. Конлон, А. Лазарев, Дж. Ливайн, З. Мета, Р. Мути, К. Нагано, К. Петренко, С. Рэттл, Э.-П. Салонен, В. Спиваков, В. Федосеев, Мюнг-Вун Чунг, Р. Шайи, В. Юровский, М. Янсонс, Н. Ярви, П. Ярви и другими. В исполнении музыканта прозвучали премьеры сочинений С. Губайдулиной, Дж. МакМиллана, Б. Юсупова, Л. Ауэрбах, И. Демуцкого, М. Плетнёва. В дискографии музыканта более 30 дисков, многие удостоены наград Echo Award, Diapason d’Or, Prix Caecilia и Edison Award. Играет на скрипке Николо Амати (1664). Борис Андрианов (виолончель) Заслуженный артист России Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Nova имени Д. Д. Шостаковича), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна) Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Родился в 1976 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). Выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых В. Гергиев, В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, К. Пендерецкий, А. Ведерников, Д. Нозеда, Д. Лисс, Р. Кофман, В. Петренко, Ш. Владар, Д. Юровский, А. Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю — Ю. Башмет, М. Пресслер, А. Суванаи, Ж. Янсен, Ю. Рахлин, И. Голан, Д. Мацуев, С. Накаряков, В. Репин, М. Венгеров, А. Любимов, Т. Гринденко и другие. Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-фестивале и др. Постоянный участник московского фестиваля камерной музыки «Возвращение». Активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Г. Канчели, К. Пендерецкого, Е. Подгайца, М. Беркли, Р. Дюбюньона, А. Розенблата, Д. Соллимы, Вангелиса, А. Рыбникова, П. Карманова, С. Струка, А. Шора и других авторов. В дискографии артиста — совместный альбом с гитаристом Д. Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии «Грэмми» в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Р. Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Ю. Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2021 гг. выпущены «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим симфоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи) и альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами, а также записаны все сюиты для виолончели соло И. С. Баха (релиз планируется в 2022 году). Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Александр Князев, фортепиано Лауреат международного конкурса им. С. В. Рахманинова Лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов как солист, ансамблист и композитор. Награжден Именной премией Губернатора Самарской области (2020) Родился в Самаре в 2007 году. Обучается в Центральной музыкальной школе — Академии исполнительского искусства г. Москва в классе декана факультета фортепиано, Натальи Викторовны Богдановой. Участник программ Международного благотворительного фонда В. Спивакова г. Москва; стипендиат фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой, стипендиат Благотворительного фонда «Русский стандарт» г. Санкт-Петербург, участник Международного фестиваля «Денис Мацуев представляет...», участник концертов Международного благотворительного проекта LCI «Дети помогают детям», участник концертов Фонда поддержки искусств «Арт-Линия», участник программ образовательного фонда «Талант и успех» ОЦ «Сириус» г. Сочи. Участник Пятой, Шестой и Седьмой музыкальной детской академии стран СНГ и Балтии под патронажем народного артиста России Юрия Башмета в Самарской области в 2015 г., 2016 г., 2017г. Выступает в крупнейших концертных залах столицы и городов России, среди которых Концертный зал имени П. И. Чайковского, Московский концертный зал «Зарядье», Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории. Выступал в качестве солиста с Симфоническим оркестром Самарской государственной филармонии, Липецким Симфоническим оркестром, Сочинским, Курским, Ярославским Академическим Губернаторским Симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Детского музыкального театра имени Наталии Сац (Москва), с Московским государственным академическим симфоническим оркестром, дирижёр — Ю. Ткаченко. Продолжительность: 1 час 50 минут