М. Вайнберг «Любовь д’Артаньяна»
опера в 2 действиях соч. 109
Либретто по пьесе Е. Гальпериной
по мотивам романа А. Дюма «Три мушкетера»
Постановка 2024 года (первая в театре)
Премьера 6 июля 2024 года
Опера советского композитора польского происхождения М. Вайнберга «Любовь д’Артаньяна» была написана в 1971 году по мотивам знаменитого романа Александра Дюма «Три мушкетера».
Надо сказать, что существует тесная связь «французского с нижегородским» (А. Грибоедов «Горе от ума»). В 1855 году Александр Дюма приехал в Россию, увидел Санкт-Петербург и Москву, а осенью посетил Нижний Новгород. Он был впечатлен речными просторами и Нижегородской ярмаркой. Но более всего он был счастлив встретиться с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Иваном и Прасковьей Анненковыми. Так русский город Нижний Новгород вошел в биографию великого французского романиста. Историю содружества русской и французской культур и традиций продолжает новая работа труппы Нижегородского театра оперы и балета.
Для создания премьерного спектакля режиссером-постановщиком Игорем Ушаковым были изучены две существующие редакции оперы — 1971 и 1973 года. Результатом стала собственная уникальная версия. Действие сконцентрировано в двух актах, представляя зрителям динамичное развитие событий, созвучное мгновенному обмену информацией в современном мире.
В постановке принимают участие ведущие мастера сценографии и театрального света. Сценография спектакля в интерпретации одного из самых интересных современных российских художников Валерия Кошлякова в современных коллажах адресует зрителя к архитектуре Франции времен Людовика XIII с открытыми пространствами и впечатляющим оформлением. Художник по костюмам Леонид Алексеев, входящий в число ведущих российских дизайнеров и арт-менеджеров, соединил французскую роскошь XVIII века и современный практицизм в одежде героев. Световая живопись художника по свету Александра Романова визуальными 3D эффектами анимирует декорации спектакля.
Опера М. Вайнберга «Любовь д’Артаньяна» будет интересна знатокам классического искусства, сочетая в себе литературу XIX века и музыку композитора-экспериментатора. Неискушенных зрителей в постановке привлечет популярный литературный сюжет и любимые герои в исполнении молодых солистов нижегородской оперы, романтические чувства и черты экшен-жанра.
Постановка оперы Вайнберга в Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина — еще одна важная страница в открытии творчества композитора для широкого слушателя. Его произведения — это удивительное сочетание нежности и созидательной энергии, Любви к Человеку и протеста против жестокости во всех проявлениях, темы милосердия, сохранения памяти и очищение мира от зла, актуальные в современной действительности.