Симфонический концерт к 80-летию Победы Программа в 2-х отделениях Исполнители: Оркестр Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина Дирижер — заслуженный артист РФ Владислав Лаврик Георгий Екимов (бас) *Программа концерта: Прокофьев (1891–1953). Сюита «1941» для большого симфонического оркестра, (1941), op. 90 В бою Ночью За братство народов Прокофьев (1891–1953). «Партизаны в степях Украины», фрагменты из музыки к фильму И. Савченко для большого симфонического оркестра (1942), op. 90a Полная восстановленная редакция по дирекционам автора выполнена Лубченко Гаврилин (1939–1999) «Дом у дороги», симфоническая сюита № 7 по поэме Твардовского (1984). Музыкальные материалы предоставлены АО Издательством «Композитор СПб» Материнская песня Юность Дорога Вальс Праздник Шостакович (1906–1975). 6 романсов на стихи британских поэтов для баса с сопровождением оркестра op. 62а (1943). Музыкальные материалы предоставлены издательством DSCH Publishers «Сыну» (To His Sonne) на стихи Уолтера Ралея (1554–1618) в переводе Пастернака (Атовмьяну) «В полях под снегом и дождем...» (O Wert Thou in the Cauld Blast) на стихи Роберта Бёрнса (1759-1796) в переводе Маршака (Шостакович) «Макферсон перед казнью» (Macpherson’s Farewell) на стихи Роберта Бёрнса (1759–1796) в переводе Маршака (Гликману) «Дженни» (Jenny) на стихи Роберта Бёрнса (1759-1796) в переводе Маршака (Свиридову) Сонет LXVI Уильяма Шекспира (1564–1616) в переводе Пастернака (Соллертинскому) «Королевский поход» (The King of France Went Up the Hill) детская песенка в переводе Маршака (Шебалину) Шостакович (1906–1975). Фрагменты из музыки к кинофильму «Падение Берлина» (1949) op. 82a. Музыкальные материалы предоставлены издательством DSCH Publishers *В программе возможны изменения В исполнении оркестра Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина под управлением дирижера, заслуженного артиста России Владислава Лаврика прозвучит музыка, посвященная 80-летию Великой Победы. Искусство — одно из главных хранилищ памятных страниц истории человечества. Все артефакты, собранные там, окрашены чувствами и эмоциями, болью и радостью участников событий. Композиторы, чьи произведения звучат в программе, были очевидцами и действующими лицами страшного военного времени. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) родился в Санкт-Петербурге. С этим городом связаны его первые композиторские опыты. Начало войны Шостакович встретил в родном Ленинграде, создавая музыкальную летопись Великой отечественной войны — знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию. Эвакуация в Куйбышев, возможно, спасла ему жизнь. А завершенная там Симфония № 7 зазвучала безоговорочной верой в победу над жестоким врагом: «Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке». Осенью 1942 года Шостакович написал цикл из шести романсов на стихи британских поэтов, через год сделав переложение этого цикла для голоса и оркестра. Каждый романс он посвятил одному из своих близких людей, словно делясь с ними невыносимой болью от трагичности происходящего — бессмысленной жестокости, неизбежных утрат, разрушительной гордыни... Однако слава и мировое признание не оградили Дмитрия Шостаковича от обвинений в формализме в печально известном Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1948 года «Об опере „Великая дружба“ Вано Мурадели». Несмотря на это, известный режиссер Михаил Чиаурели предложил композитору стать автором музыки к фильму «Падение Берлина». Наполненные яркими образами и хранящие культурный код предвоенного и военного поколений, музыкальные картины были по достоинству оценены зрителями и руководством страны. За это сочинение Шостакович удостоен Сталинской премии. Позже музыка к фильму стала оркестровой сюитой. Первым сочинением, которое Сергей Прокофьев создал в годы Великой отечественной войны, стала Сюита для большого симфонического оркестра «1941». В сюите три части, повествующие о войне, Человеке и Подвиге. О первой из них — «Бой» — композитор писал, что это «сцена ожесточённого сражения, которую слушатели иногда слышат, как будто издалека, а иногда — как будто на самом поле боя». Во второй части «В ночи», по словам композитора «поэтичной ночной сцене, нарушаемой напряжением надвигающегося конфликта», переданы чувства горечи от страшных потерь, воспоминания о счастливой жизни и надежда на прекрасное будущее. Третья часть «За братство людей» — «торжественный лирический гимн победе и братству народов» — безоговорочная вера в Победу и возвращение к миру. Сюита «1941» была написана в первые военные месяцы, но премьера состоялась только в 1943 году. В том же 1943 году на экраны вышей фильм Игоря Савченко «Партизаны в степях Украины», в который вместе со специально написанной музыкой вошли фрагменты симфонической сюиты Прокофьева «1941». В 1948 году сочинение Прокофьева осудили за «антидемократическую, формалистическую направленность» и запретили к исполнению. Только почти через 50 лет Сюита «1941», как и музыка фильма «Партизаны в степях Украины» вновь зазвучала в исполнении лучших симфонических оркестров, напомнив о себе, как о еще одном произведении, в котором запечатлён неповторимый прокофьевский стиль. Валерию Александровичу Гаврилину было всего два года, когда в 1941 году погиб его отец. «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», — напишет он потом. Поэтому, видимо, военная тема стала одной из центральных в творчестве композитора. Главным героем в произведениях Гаврилина всегда оставались Родина и Человек. «Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина», — говорил Георгий Свиридов о музыке Гаврилина. В начале 80-х годов ХХ века Валерий Александрович думал о создании оперы по поэме Александра Твардовского «Василий Теркин». Но у режиссера Александра Аркадьевича Белинского после знакомства с балетом «Анюта» на музыку Гаврилина родилась идея создать не оперный, а хореографический спектакль на военную тему. Ему пришлось убеждать композитора, тогда еще совсем не ощущавшим себя балетным. И тот поверил Белинскому. Сюжетом стала поэма Александра Трифоновича Твардовского «Дом у дороги». Режиссер попросил композитора написать военный вальс, который мог бы войти в новый балет. Вскоре Вальс был исполнен оркестром Ленинградского радио под управлением Станислава Горковенко. «Это одно из моих самых больших музыкальных потрясений», — вспоминал об этой премьере Александр Белинский. Легендарный танцовщик и хореограф Владимир Васильев, приглашенный режиссером в качестве постановщика, услышав этот Вальс, безоговорочно поверил в успех будущего балета. «Действительно, здесь вся жизнь», — сказал Гаврилин о своем Вальсе, получившим посвящение Белинскому. 22 октября 1984 года в Большом зале Московской филармонии прозвучали первые части «Дома у дороги» в исполнении оркестра Станислава Горковенко, с восторгом принятые слушателями. В 1989 году была впервые издана партитура симфонической сюиты «Дом у дороги», для которой Валерий Гаврилин отобрал пять номеров — Материнская песня-Юность-Дорога-Вальс-Праздник, — в которых, по его мнению, хранился главный смысл этой военной истории. «Музыка Гаврилина кажется „принадлежащей“ Твардовскому, во всяком случае, пронзительно созвучной его поэзии. Её самобытность поразительна... Есть ещё тема, проходящая красной нитью через большинство произведений Твардовского, — дорога... В этой метафоре большой смысл. Дом у дороги становится символом слова „Родина“», — писал Владимир Васильев.