Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Исполнители: Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Дирижёр — Владислав Лаврик, заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000). Солисты: Сергей Кузьмин — тенор; Мария Калинина — сопрано; Светлана Ползикова — сопрано; Елена Сизова — сопрано; Елизавета Вайслейб — меццо-сопрано; Карина Шагова — фортепиано. Программа концерта: Л. Яначек Leoš Janáček 1854-1928; Каприччио — Vzdor — Вызов для фортепиано и духовых JW 7/12 (1926); Allegro; Adagio; Allegretto; Andante; Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота JW 7/11 (1925); Moderato; Piu mosso; Con moto; Allegro; Zápisník zmizelého — «Дневник исчезнувшего», цикл песен на стихи Й. Калды Josef Kalda 1871-1921 для тенора, альта, 3 женских голосов и ф-но JW 5/12 (1917-1919); Traf eine junge Zigeunerin — «Познакомился с молодой цыганкой»; Ist sie noch immer da — «Она все еще там»; Wie der Glühwürmchen Spiel — «Подобно игре светлячков»; Zwitschern im Nest schon die Schwalben — «Ласточки уже щебечут в гнезде»; Heut` ist`s schwer zu pflügen — «Трудно пахать сегодня»; Heiss! ihr grauen Ochsen! — «Хей! Вы, серые волы!»; Wo ist das Pflöcklein hin — «Куда делся колышек?»; Seht nicht, ihr Ochselein — «Не смотрите, маленькие волы»; Sei willkommen, Jan — «Добро пожаловать, Ян»; Gott dort oben, sag — «Боже, там, наверху, скажи»; Von der Heidin Wangen — «Как гречихой тянет»; Dunkler Erlenwald — «Темный ольховый лес»; Piano solo — Соло фортепиано; Sonn` ist aufgegangen — «Солнце взошло»; Meine grauen Ochsen — «Мои серые быки»; Was hab` ich da getan? — «Что я сделал?»; Flieh, wenn das Schicksal ruft — «Беги, когда судьба зовет»; Nichts mehr denk ich — «Думаю, больше ничего»; Wie die Elster wegfliegt — «Как сорока улетает»; Hab` ein Jüngferlein — «Есть девочка»; Vater, dem Tag` fluch ich — «Отец, я проклинаю тот день»; Leb denn wohl, Heimatland — «Прощай, Родина». Длительность: 1 час 40 минут с одним антрактом. «Яначек... во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом», — говорил известный дирижер Петер Феранец о чешском композиторе, фольклористе, музыкальном теоретике, педагоге Леоше Яначеке (Leoš Janáček 1854-1928). Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Современники не сразу приняли самобытный музыкальный язык Яначека. Только после Первой мировой войны его сочинения обрели своих поклонников. Творчество композитора было тесно связано с русской культурой, его оперы «Катя Кабанова» и «Записки из мертвого дома» на тексты А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского прочно вошли в пантеон мировой оперной классики, а струнный квартет «Крейцерова соната», связанный с одноименным произведением Льва Толстого, по праву считается шедевром композиторской мысли Яначека. В 1926 году Леош Яначек написал Каприччио Vzdor для фортепиано (партия левой руки) и духовых. Об этом сочинении композитора просил пианист Отакар Холлман, потерявший на фронте правую руку. Сначала отказавшись — «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога», — Яначек затем создал трогательную, свободную по форме, сложную для исполнителей музыку и назвал её Vzdor — «Вызов», как вызов судьбе и музыкантам. Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота было написано в 1925 году с посвящением пианисту-виртуозу Яну Хержману. Задуманное, как концерт для фортепиано с оркестром «Весна», оно трансформировалось в камерный концерт с комментариями Яначека: «Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть — со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом». Триумфальная премьера Концертино состоялась в Клубе моравских композиторов 16 февраля 1926 года. Произведение в этот вечер прозвучало два раза и вскоре стало одним из самых исполняемых сочинений композитора. Вокальный цикл Zápisník zmizelého — «Дневник исчезнувшего» был написан Яначеком на стихи из сборника Йозефа Калды «Из-под пера писателя-самоучки». История деревенского юноши, влюбленного в цыганку Зефку (Жофку), вдохновила композитора на 30-минутный опус на чешском языке. В это время Яначек был влюблен в красавицу Камилу Стесслову, не ответившую на его чувства, но ставшую музой композитора. «Чернокожая цыганка в моем «Дневник исчезнувшего» — это ты. Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. ... И на протяжении всей работы я думал о тебе!», — писал Камиле композитор.