Исполнители: Мария Калинина — сопрано; Елена Сизова — сопрано; Жаргал Цырендагбаева — сопрано; Елизавета Вайслейб — меццо-сопрано; Ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина. Программа концерта: Десятников (род. 1955) 3 песни на стихи Джона Чиарди (1975). Исп. Жаргал Цырендагбаева «О том, кого сажать в мешок» «О том, почему все заплакали» «О том, кто жил в маленьком доме» 5 стихотворений Тютчева для сопрано и фортепиано (1976). Исп. Елена Сизова «Когда пробьет» «Вдали от солнца и природы» «Люблю глаза твои» «Живым сочувствием привета» Mal’aria Песня «Тайная страна» / «The Secret Land» для голоса и фортепиано на стихи Грейвза (2001) «Старинный романс» (на слова Кима Рыжова) Две русские песни на стихи Рильке (1979) «Я иду, иду» «Утро» Yiddish, пять песен для голоса и струнного квартета (2018) «Варшава» «Дом, где смеются и плачут» «Ночные воришки» «Йосл и Соре-Двоше» «Я не буду воровать» «Возвращение» для гобоя, кларнета и струнного квартета (2007) «Эскизы к закату», квинтет для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано (1996) «Смерть Авессалома» «Смерть в Венеции» «Еврейская ламбада» «Дочери Лота» Take Five and Seven «Танго ми минор» «Вечер» «Любовь» Леонида Десятникова называют одним из самых исполняемых современных композиторов: более десяти саундтреков к кинофильмам, музыка для спектаклей Александринского театра, сотрудничество со скрипачом и дирижером Гидоном Кремером, оперы в репертуаре Большого и Мариинского театров (2009-2010 годах Леонид Аркадьевич был музыкальным руководителем Большого театра России), балеты в постановке выдающегося хореографа Алексея Ратманского... Десятников — автор произведений разных жанров, подчас не вписывающихся в известные нам стили. Одним из его любимых приемов стал центон — музыкальное полотно, собранное из множества цитат других композиторов. Каждое произведение Леонида Десятникова заставляет сначала замереть в растерянности-осознании-принятии, а потом переслушивать вновь и вновь, открывая один за другим смысловые пласты. 16 октября 2025 года Маэстро Леониду Десятникову исполняется 70 лет. В этот день в Концертном Пакгаузе будут звучать сочинения композитора — дайджест 50 лет творчества, вместившие целую жизнь. Yiddish — цикл для сопрано и струнного квартета, написанный Десятниковым в 2018 году по заказу Иерусалимского струнного квартета. Цикл «Идиш» представляет собой свободные транскрипции бытовых песен на идише, популярных в период между двумя Мировыми войнами. Это оммаж субкультуре, которая в 1939 году была почти стёрта с лица земли нацистским режимом. «Возвращение» гобоя, кларнета и струнного квартета было написано для одноименного московского фестиваля камерной музыки. На первый взгляд, начало, похожее на русский наигрыш, кажется, ясно отвечает на вопрос: «Возвращение куда?». Но к «русскости» присоединяются еврейские мотивы и восточная медитативность... Построенное по принципу обратных вариаций сочинение приводит нас к традиционной японской мелодии «этенраку» — «музыке высокого неба», интонации которой звучат с первых тактов. Музыкальный критик Петр Поспелов назвал «Возвращение» «кунштюком искушенного модерниста», который, используя «идею сочинения — традиционный антагонизм Запада и Востока», умело «мистифицирует идею путешествия, возвращения, пространства». «Эскизы к закату» — симфонические саундтреки, созданные Десятниковым на основе музыки к фильму А. Зельдовича «Закат» по одноименной пьесе Бабеля. Действие в фильме происходит в Одессе, и потому лейт-интонациями пьес становятся интонации клезмерской музыки — еврейского песенно-танцевального фольклора. Музыкальная «картина», написанная Десятниковым, не создаёт однозначный образ, он расцвечивает ее неожиданными «красками» решений: клезмерскую музыку объединяет с ритмом танго, использует многочисленные образные аллюзии, отсылающие к библейским персонажам, фильму «Смерть в Венеции» Л. Висконти, джазовой пьесе Take Five П. Дезмонда и непосредственно музыкальные цитаты из Adagietto Пятой симфонии Малера, прелюдии Рахманинова соль минор соч. 23 № 5, песни «Семь-сорок» и пьесы «Fratres» Пярта. Мария Калинина (сопрано) Лауреат I степени международного конкурса «World Music Heritage» (2019). Финалист Международного конкурса оперных певцов «Опералия» (2023). В 2018 окончила факультет музыкального театра Российского института театрального искусства — ГИТИС (мастерская народного артиста РФ Д. А. Бертмана, класс народной артистки России Л. К. Магомедовой). С 2020 по 2022 стажировалась в Центре оперного пения им Г. П. Вишневской (класс Народной артистки СССР М. Ф. Касрашвили). Принимала участие в международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусства под руководством Юрия Башмета (Сочи, 2022), в мастер-классах в рамках V международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова (Красноярск, 2022), а также в Международном фестивале искусств «Стрелка» (Нижний Новгород, 2023), Фестивале современной музыки (Нижний Новгород, 2024). С 2023 — солистка Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина. Работала с такими дирижерами, как Курентзис, Синьковский, Леднев, Великанов, Кулиев, Лебедев, Ткаленко.