Исполнители: — Ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина; — Дарья Купцова (скрипка); — Андрей Ильин (скрипка); — Дмитрий Мишин (альт); — Игорь Бобович (виолончель). Программа концерта: Л. ван Бетховен (Ludwig van Beethoven 1770–1827). Струнный квартет № 8 e-moll op. 59/2 (1805–06). Посвящен графу Андрею Разумовскому: — Allegro; — Molto adagio; — Allegretto — Maggiore (Theme russe); — Finale: Presto. А. Шнитке (1934–1998). Струнный квартет № 3 op.168 (1983): — Andante; — Agitato; — Pesante. Л. ван Бетховен (Ludwig van Beethoven 1770–1827). Струнный квартет № 4 c-moll op. 18 № 4 (1800). Посвящен князю Францу Йозефу фон Лобковицу: — Allegro ma non tanto; — Scherzo. Andante scherzoso quasi Allegretto; — Menuetto. Allgretto — Trio; — Allegro. Струнный квартет — ансамбль, состоящий из четырех исполнителей на струнных инструментах, — сформировался, как жанр, в Европе в XVIII веке. Небольшой состав участников и деликатное звучание струнных весьма подходили для салонного музицирования. Первые квартеты сложно было назвать «ансамблем» в полной мере: каждый из игравших вместе солистов старался показать публике свою блестящую технику. Сейчас этот жанр требует от исполнителей идеального партнерства и драматического осмысления. Прозвучат струнные квартеты венского классика Л. ван Бетховена и одного из самых исполняемых композиторов XX века Альфреда Шнитке. Композитор, завершивший эпоху классицизма, Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven 1770–1827) пришел к созданию струнного квартета только в 30 лет, хотя первые его сочинения появились очень рано. Бетховен уже был известным композитором, автором симфонии и вокальных сочинений, инструментальных сонат и ансамблей для разного состава исполнителей, когда в 1798–1800 годах написал первые шесть квартетов op. 18, посвятив их своему покровителю и большому любителю музыки князю Францу Лобковицу. В этих произведениях, сохраняющих классические традиции Гайдна и Моцарта, уже слышны романтические порывы, вмешивающиеся в светскую танцевальность. Точно не известно, как создавался Струнный квартет c-moll № 4, так как не сохранилось ни одного рукописного наброска сочинения. Но, по мнению исследователей творчества Бетховена, Квартет № 4 был завершен одним из последних в op. 18, не смотря на данный ему порядковый номер. А еще он — единственный в опусе написан в миноре, в том самом бетховенском c-moll, наполненном трагизмом и мятежностью. Русский пианист и композитор Антон Рубинштейн писал о творчестве Бетховена рубежа XVIII–XIX веков: «...с ним инструментальная музыка достигнет драматического выражения и дойдет до трагизма, что вообще приобретет совершенно новые выражения». Через шесть лет, сочинив множество сонат, в том числе знаменитые фортепианные «Лунную» и «Апассионату», скрипичную «Крейцерову», две симфонии, фортепианный концерт, Бетховен вернулся к струнному квартету. В 1806 году по заказу русского посла в Вене графа Андрея Кирилловича Разумовского композитор создал 3 квартета op. 59, посвятив их заказчику. Этот опус называют «Русскими квартетами», но не только из-за посвящения. В двух из них звучат русские мелодии. Подблюдная песня «Слава» стала одной из тем третьей части Струнного квартета № 8 e-moll op. 59/2. Первыми исполнителями струнных квартетов Бетховена и в 1800, и в 1806 годах стали участники ансамбля, которым руководил друг и наставник композитора Игнац Шуппанциг. Премьеры вызывали огромный интерес к творчеству композитора, ломающего традиции светского музицирования. Четыре камерных инструмента звучали, подобно оркестру, а пораженные критики говорили о «квартетных симфониях». Но... Для полного осознания явления «струнные квартеты Бетховена» должно было пройти время. Через пятьдесят лет в своей книге «Бетховен и его три стиля» известный музыковед Вильгельм Ленц напишет: «Правильнее было бы эти квартеты называть чудесами... Они являются перчаткой, брошенной прошедшему, настоящему и будущему искусства». Продолжателем бетховенских традиций в камерной музыки музыковеды считают российского композитора XX века Альфреда Шнитке (1934–1998). Свой первый квартет он написал в 32 года, а второй только через 15 лет. Убежденный авангардист в 60-е годы, Шнитке в 80-е приходит к собственному формату — полистилистике: «Сейчас у меня есть ощущение сосуществования всех времен и возможности их появления независимо друг от друга абсолютно всегда». Струнный квартет № 3 — яркий пример творческого стиля Шнитке. В границах этого произведения гармонично сосуществуют хорал и авангардистский «хаос», полифонизм барокко и «бетховенская» тревожность. И это не формально собранная конструкция для математического анализа. Это искренний монолог композитора о Человеке и душе, открытый чувственному и эмоциональному восприятию. «Музыка — это мысль о мире, отношение к миру, выраженное в звуковой форме», — утверждал Альфред Шнитке.