Концерт в 2-х отделениях
Исполнители:
*Программа концерта:
1 отделение
2 отделение
*В программе возможны изменения
Итальянскому композитору Винченцо Беллини (Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini 1801-1835) судьба отвела всего 33 года жизни и 10 лет творчества. Но за это короткое время он написал 11 опер, симфонии и мессы, инструментальную и вокальную камерную музыку, создал свой неповторимый вокальный стиль, став одним из великих мастеров bel canto. «Пожалуй, ни один композитор, не знает так хорошо, как Беллини, необходимость тесного союза музыки с поэзией, драматической правдой, языком эмоций, доказательством выразительности», — сказал о Винченцо Беллини итальянский поэт, автор либретто к большей части опер композитора Феличе Романи.
Беллини родился на Сицилии в музыкальной семье. Его дед и отец были прекрасными органистами и педагогами. Винченцо рос самым одаренным ребенком в семье, поэтому путь музыканта был для него предопределен. При поступлении в Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно» Беллини представил комиссии десять сочинений — от концертных арий до симфонии, — и его приняли на обучение. Руководитель консерватории, известный оперный композитор Никколо Антонио Цингарелли (Niccolò Antonio Zingarelli 1752-1837) дал молодому музыканту совет, который тот запомнил на всю жизнь: «Если ваши композиции «поют», ваша музыка, безусловно, понравится. Следовательно, если вы научите свое сердце создавать мелодию, а затем изложите ее как можно проще, ваш успех будет обеспечен. Вы станете композитором. В противном случае, вы закончите тем, что станете хорошим органистом в какой-нибудь деревне». Исследователи творчества Беллини, пишут, что, работая над новым вокальным произведением, он заучивал литературный текст наизусть и декламировал его, стараясь почувствовать мелодию поэтической основы своего будущего сочинения, сохранив гармонию музыки и слова и стараясь «ввести пение в русло прекрасной простоты».
Первая опера молодого композитора «Адельсон и Сальвини» была написана в 1825 году для студентов консерватории. Премьера была столь успешной, что опера шла в течении года каждое воскресенье. А уже через год в неаполитанском театре Сан-Карло состоялась премьера оперы «Бьянка и Джернандо», которой аплодировал сам король Франциск I Неаполитанский.
Творчество Беллини стало предметом поклонения величайших музыкантов Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Ф. Листа, М.И. Глинки. Его очень высоко ценил именитый соотечественник Джоаккино Россини. Лист и Глинка писали сочинения на тему мелодий Беллини.
Камерная вокальная музыка — одна из важных составляющих творчества Винченцо Беллини. Она стала одним из способов выражения чувств для музыканта и формировала его стиль. Вокальные миниатюры Белллини не менее прекрасны, чем многие его знаменитые оперные арии. Часто эти произведения появлялись по случаю и были посвящены меценатам, поклонникам, друзьям.
Очаровательная канцонетта «La farfalletta» / «Мотылек» написана двенадцатилетним композитором для юной Мариэтты Полити и её кукольного театра.
Печальный, почти трагический романс «Dolente immagine di Fille mia» / «Печальный образ моей Филле» рассказывает о несостоявшейся любви Беллини и Маддалены Фурмаролли, чей отец, неаполитанский юрист, посчитал музыканта неподходящей партией.
6 ариетт для голоса и фортепиано посвящены Марианне Поллини, известной арфистке, жене его близкого друга, профессора фортепиано Франческо Поллини.
Красивейшая вокальная музыка Беллини стала желанной в репертуаре многих мировых звезд оперной сцены. «Его музыка была мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей, к тому же своим секретом – способностью пленять сразу же, непосредственно», — так писал итальянский музыкальный критик и композитор, директор музея Винченцо Беллини в городе Катания Франческо Пастура.
Источник: operann.ru