Сценическая история пьесы Николая Васильевича Гоголя очень богатая. А ведь когда-то, в 1842 году, «Женитьбу» проводили со сцены единодушным шиканьем, с негодованием за оскорбление всех литературных и сценических приличий. Исходя из названия, зрители справедливо ждали в финале свадьбу, а получили позорный побег! Пьеса Гоголя действительно разительно отличалась от бесконечных водевилей и мелодрам, на которые валом шел зритель. Легкий жанр, незамысловатый сюжет, ходульные персонажи — вот, что подавай. А тут: то ли комедия, то ли и не комедия вовсе. Смешно и грустно. Тем не менее «Женитьбе» суждено было стать одной из самых популярных пьес в истории русского театра. Гоголевские герои превратились в нарицательных персонажей, а их фразы стали крылатыми. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...», «А знает ли невеста по-французски?», и т. д. Для своей пьесы Гоголь выбирает тему, болезненную для него самого: тему сватовства, унизительного и мучительного процесса «смотрин», знакомства, выбора, которые могут так ни к чему и не привести. Не случайно автор называет пьесу не «Свадьбой», которая традиционно ассоциируется с радостью и праздником, а «Женитьбой» — явлением социальным, построенным на планировании и расчете. Здесь есть место всему, кроме, по сути, самого главного в отношениях мужчины и женщины — любви. И подзаголовок Гоголь дает этому мероприятию самый подходящий: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Именно это событие, то есть историю, выводит на первый план в своем спектакле Евгений Марчелли. Среди ярких классических образов в центре на самом деле только двое — он и она. Их встреча, их зарождающиеся отношения и, как результат, женитьба, которой не случилось... Почему? Какие мотивы побудили героев совершить поступки, приведшие к известной развязке и финалу? И стал ли поступок жениха таким уж страшным, почти трагическим происшествием для всех окружающих и, самое главное, для невесты? Попробуем вместе разобраться в этом «невероятном событии» в спектакле Евгения Марчелли.