Святые семьи, начиная с раннехристианского времени, присутствовали во множестве сюжетов религиозного изобразительного искусства. Прежде всего, это семьи ветхозаветных пророков и царей, праотцы и праматери, родители Богоматери, получившие особый статус – Богородители. Образцом родственных отношений в средневековом мире была семья самого Христа. Уже для позднеантичного и византийского искусства изображение семьи Спасителя характерно для многих изводов и праздников. Истории Иоанна Предтечи и самого Христа связаны с молением о чадородии праведного Захарии и Елизаветы, сомнениями Иосифа Обручника и явлением ему ангела. Все объединяет образ Иерусалимского храма – символа непрерывности Божественного участия в жизни человечества. Почитание Девы Марии как матери-кормилицы, со всеми радостями и тревогами материнства, развивается в европейском Средневековье с эпохи крестовых походов.
Нередко родители и дети или супруги вместе принимали новое учение о Божественной всеобщей любви и воплотившемся Сыне Божьем. В этих семьях любовь к Христу сочеталась с любовью друг к другу. Среди ярких примеров верности и стойкости – великомученик Георгий Победоносец Каппадокийский и его родители, Римские мученицы София со дочерьми Верою, Надеждою и Любовью.
В древнерусском искусстве получают распространение образы святых, связанных узами родства, прежде всего русских князей, а также преподобных и мучеников. Первые русские святые Борис и Глеб были младшими сыновьями равноапостольного князя Владимира (Василия).
Среди подвигов, прославивших святые семьи, – праведная жизнь и молитвы, наградой за которые было долгожданное рождение детей, всепрощение и исповедничество. Истории разлук и встреч отцов и детей, подобно праотцам Иосифу и Иакову, служили назиданием и утешительным примером.
Куратор выставки – заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искусствоведения М. А. Маханько
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.