В Центре Вознесенского открывается третья часть многосерийного выставочного проекта «Актуальная книжная графика» — выставка «Смирительная рубашка. Инсталляция каталогов студии ДЭЗ №5». В центре выставки — 30 книг ДЭЗ №5 на 30 стойках. Каждая из представленных работ — это самостоятельное высказывание дизайнеров, кураторов и художников.
Детская художественная студия ДЭЗ №5 создана в 1986 году группой московских архитекторов и художников. Работа студии строится на основаниях тематической определенности, технологической целесообразности, антиэйджизма (равноправия детского и взрослого искусства), выставочной направленности. За время существования студии выставки и специальные проекты были показаны в крупнейших экспозиционных пространствах и музеях — Государственном центре современного искусства и Государственной Третьяковской галерее, Политехе и его Открытой коллекции, в центре дизайна ArtPlay и проекте «Арт-Ангар» на Соловках, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и в Музее космонавтики в Калуге, в музее ПЕРММ и Музейном центре «Площадь Мира» в Красноярске, ВЦ «Рабочий и колхозница» и других. Каждый год в студии работают 40–60 человек, включая детей, художников-преподавателей и ассистентов. Помимо работы в Москве в помещении клуба «Дом», ДЭЗ №5 проводит мастерские и мастер-классы во многих городах России и за рубежом.
Михаил Лабазов, архитектор, один из руководителей студии ДЭЗ №5:
«Каждая выставка студии — это каталог, а каждый каталог — это пример сотворчества: ответ дизайнера на заявленную тему, с которой работали дети. При подключении к проекту дизайнеров, фотографов, переводчиков, редакторов и принт-менеджеров, которые работали над изданием, книга представляет новую историю и предлагает новую логику репрезентации события. Ее архитектура и полиграфическое исполнение начинают играть такое же значение, как иллюстративный и текстовый материал».
Каталог «сворачивает» выставку или иное событие, которому он посвящен, — вне зависимости от темы или масштаба — в емкую единицу. Книга таким образом становится более мобильной версией экспозиции — таким же материальным артефактом, с тем же названием, только более гибким за счет полиграфической природы. Именно такой подход демонстрирует творческая лаборатория ДЭЗ №5, которая за более чем 30 лет своего существования создала нечто ни на что не похожее в истории графического и книжного дизайна.
Книги ДЭЗ №5 служат своего рода летописью проекта — альбомом воспоминаний, который потом практически невозможно найти в открытом доступе: они печатаются для людей, причастных к выставке, и редко выходят в публичное поле. Фактически это единственный источник, реконструирующий историю студии ДЭЗ №5, у которой нет ни страницы в «Википедии», ни сайта, ни социальных сетей. Во многом именно такая тиражная логика распределения изданий среди участников и порождает двойственную ситуацию: с одной стороны, никто ни разу не видел все книги студии в одном месте, с другой — назревает потребность «смирить» и унифицировать в экспозиции буйство дизайнеров, которых кураторы намеренно не ограничивают в художественных решениях.
«Смирительная рубашка» — книжный термин («рубашка» и сhemise binding), который восходит к французскому средневековому обозначению самодельной предшественницы суперобложки из ткани или кожи. В контексте выставки в Центре Вознесенского «рубашкой» выступает и типовая суперобложка из картона, созданная ДЭЗ №5. Она накидывается поверх издания, во многом определяя его дизайн.
История, зафиксированная в книгах на выставке, в итоге становится еще одной «рубашкой», но уже для всего ДЭЗ’а. Она проявляется вынесенными на стену колофонами, цитатами, темами, с которыми работают дизайнеры, придумывая оформление, а также выдержками из обсуждений изданных книг ДЭЗ №5 с дизайнером и искусствоведом Владимиром Кричевским.
«Актуальная книжная графика» — многосерийный выставочный проект Центра Вознесенского, посвященный развитию искусства книги в России. Участники проекта — современные отечественные дизайнеры, студии, бюро и издательства. Проект был запущен в сентябре 2023 года выставкой «Книжная архитектура», созданной совместно с дизайн-студией ABCdesign. Второй выставкой в серии стала экспозиция «Раздизайн и Прототека», созданная совместно с проектным бюро «Раздизайн». Третья экспозиция — история детской художественной студии ДЭЗ №5 — важна как опыт фиксации своей истории в тиражных книгах, который вновь играет для цивилизации значимую роль.
Куратор проекта: Кирилл Маевский.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.