До 28 сентября Музей русского импрессионизма совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет «дикие», фовистские работы европейских и русских художников начала XX века. Выставка «Русские дикие», название которой отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник», объединяет произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке — и бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное — дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом».
Фовизм — исключительно французское явление — поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Кураторы выставки — Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма — собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые демонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник».
Эпиграфом к экспозиции стала работа граффити-художника Жана-Мишеля Баския из собрания Государственного Русского музея. Единственный в России холст американского неоэкспрессиониста 1980-х, созданный совместно с Энди Уорхолом, поможет современному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.
На выставке представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России, в том числе из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художественного музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородского государственного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея. Среди представленных авторов как известные имена, так и малознакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.
На 3 этаже музея развернулся спецпроект Matisse Remix — воображаемая мастерская лидера фовистов, в которой разговор о «диких» начала ХХ столетия ведут современные художники. Стены пространства украшают переходящие в витраж росписи и картины-гобелены Кирилла Манчунского. Колористические эксперименты фовистов на большеформатных полотнах продолжает Игорь Скалецкий. А серия холстов Варвары Выборовой приглашает в ателье художницы. В экспозиции также можно увидеть вазы, изготовленные специально для проекта Катей Бочавар и Кириллом Манчунским на мануфактуре «Дымов керамика». В окружении работ современных художников, наполненных отсылками к произведениям Анри Матисса, посетители смогут собрать собственный коллаж из цветных вырезок-арабесок.
На «Дышащем полотне» в холле музея посетителей встречает проект «Дикие танцы» — цифровые работы, созданные специально к выставке «Русские дикие» современными художниками Львом Бахаревым, Кириллом Рейвом (VS Gallery), Славой Славой (Spelllens) и тандемом Лили Ковалевской и Розы Халиковой. Молодые авторы предложили свою интерпретацию наследия Анри Матисса и других фовистов и с помощью технологий продолжили их эксперименты с цветом и формой. Проект реализован совместно с SAS Metagallery при меценатской поддержке Натальи Басмановой.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.