Межмузейный масштабный проект, приуроченный к 50-летию Нового Уренгоя, рассказывает об освоении Крайнего Севера, суровой природе этого края, но в первую очередь — о проживающих там смелых и талантливых людях. В состав экспозиции входят более 130 предметов, включая живописные, графические, скульптурные произведения, инсталляции. Отдельно представлены картины, созданные современными художниками по итогам индустриального пленэра.
Ключевой доминантой выставки станет арт-объект «Снег и ветер» новосибирских авторов Павла Ионичева и Ольги Таировой. Многоуровневая светотеневая инсталляция высотой 4,5 метра сочетает образ буровой вышки, мирового древа и северного ландшафта.
В проекте принимают участие 10 крупнейших музеев России: Третьяковская галерея, Русский музей, музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, а также музеи Нового Уренгоя, Тюмени, Ишима, Когалыма. Организатором выставки выступает Окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард).
В состав экспозиции включены живопись и графика российских мастеров второй половины ХХ века, отражающие начало и развитие освоения Ямала. Большинство произведений этого раздела повествуют о будничности созидания, строительстве мощных газовых комплексов, обустройстве промыслов и рабочих посёлков.
Ощущение величия природы раскрывается в небольших деревянных скульптурах хантыйского мастера Геннадия Хартаганова. Лаконичная пластика скульптора точно демонстрирует единство человека и окружающего его мира.
Отдельный раздел экспозиции посвящён произведениям 20 современных художников, созданных по итогам индустриального пленэра, состоявшегося в 2024 году в Новом Уренгое. В течение двух сессий — зимней и летней — художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Перми, Краснодара, Ноябрьска и Пекина наблюдали за жизнью города и работой промышленного комплекса, превращая увиденное в творческие работы. Среди участников пленэра в основном известные мастера, но также и молодые талантливые художники.
Таким образом, выставочное пространство объединило не только разные поколения художников, сформировавших свой образ Ямала, но и выявило разницу подходов индустриальной и постиндустриальных эпох. На смену единым «суровому стилю» и «неоромантизму», так подходящим к теме освоения Севера, пришло многообразие индивидуальных манер и смысловых ракурсов современных художников.
Меняется время, меняются люди, меняется искусство. Меж тем, земля Крайнего Севера также бескрайна, небо вечно, климат суров, а люди здесь продолжают жить и работать, осуществляя масштабные эпические проекты.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.