Советская промграфика — уникальное направление, которое занимает особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. Этикетки, плакаты, знаки и логотипы, фирменные стили и графические системы были неотъемлемой частью визуальной реальности советского человека. Над их созданием трудились художники, стоящие у истоков прикладной графики в СССР и сумевшие прикладную дисциплину сделать частью большого художественного высказывания.
Роль Валерия Акопова в этом процессе сложно переоценить: он был символом профессионализма и сумел утвердить на советской почве студийный подход к графическому дизайну, который сочетал в себе прорывные открытия конструктивизма с функциональностью в духе своего времени. Собственно говоря, в начале 1980-х было сформулировано и само понятие: профессия — графический дизайнер. Созданные им графические системы служили маркером советских ценностей и эстетических ориентиров за рубежом и формировали визуальный язык повседневности внутри страны.
Центр Вознесенского рассматривает прикладной дизайн как часть культурного наследия и последовательно работает над его музеефикацией. Новая выставка станет очередной главой этого программного направления и расскажет об опытах Валерия Акопова, который разработал визуальную грамматику советского графического дизайна — от «Знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР», созданного в 1967 году, до логотипа Большого театра, выполненного им в 1991 году. Проект проследит путь художника и дизайнера от раннего этапа, когда Акопов, будучи студентом Полиграфа, участвовал в создании графических объектов к Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года, до создания им полноценных графических систем к Олимпиаде-80 и фирменного стиля внешнеторгового объединения «Проммашэкспорт», получившего гран-при в Брно.
Во время подготовки к Олимпиаде в Москве Акопов вместе с коллегами из Мастерской прикладной графики создали более 200 пиктограмм. Была разработана строгая графическая система справочной навигации. Акопов участвовал в утверждении визуальной стратегии проекта как член художественного совета. Даже знаменитая эмблема из пяти колец, созданная Владимиром Арсентьевым, была профессионально доработана Валерием Акоповым и Василием Дьяконовым: они отшлифовали композицию, сбалансировали форму и создали все графические варианты для медалей, официальных бланков и других материалов. Впоследствии графическая система дизайнера получила международное признание и была отмечена золотой медалью Биеннале прикладной графики в Брно в 1982 году.
Валерий Акопов (род. 1938) родился в Кисловодске. В конце 1950-х приехал в Москву и поступил в Московский полиграфический институт, а потом — в Мастерскую прикладной графики МОСХ РСФСР, центр советского графического дизайна, где художник проработал более 40 лет. Создал немало символов эпохи — «Знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР» (1967), фирменные стили крупнейших театров и корпораций — от Большого театра до Госстраха. Участвовал в разработке пиктографической системы для навигации на Олимпиаде-80. С 1990-х преподавал в Строгановке. Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии, участник международных биеннале, член Российской Академии художеств.
Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского:
Владимир Акопов находится на стыке профессиональных интересов Центра Вознесенского, связанных с книжным кураторством: начав работать в годы Оттепели, которые мы изучаем в рамках проекта «Центр исследований Оттепели», он по сути стал основоположником советского графического дизайна. Эту сторону его работы мы рассматриваем с точки зрения нашего многосерийного выставочного проекта «Актуальная графика», посвященного развитию искусства книги в России.
━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━
«Актуальная графика» — многосерийный выставочный проект Центра Вознесенского, посвященный развитию искусства книги в России. Участники проекта — современные отечественные дизайнеры, студии, бюро и издательства. Проект был запущен в сентябре 2023 года выставкой «Книжная архитектура», созданной совместно с дизайн-студией ABCdesign. Второй выставкой в серии стала экспозиция «Раздизайн и Прототека», созданная совместно с проектным бюро «Раздизайн». Третья экспозиция — «Смирительная рубашка», история детской художественной студии ДЭЗ №5 — важна как опыт фиксации своей истории в тиражных книгах, который вновь играет для цивилизации значимую роль. Куратор проекта: Кирилл Маевский.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.