Выставка «Дом творчества Виктора Попкова»

Выставка «Дом творчества Виктора Попкова»
3 марта 2025
ПОНЕДЕЛЬНИК
12:00

Говоря о старшем и среднем поколении, не поворачивается язык назвать общепринятым устойчивым выражением «продукт своего времени» тех творцов, чьим талантом и верностью истинной природе искусства, вне зависимости от соответствующей повестки дня, формировалась эстетика конкретного периода нашей страны.

Глядя с исторического расстояния, конец 1950-х – начало 1960-х формировали возвышающую оптику восприятия действительности, существуя на грани исторического оптимизма и рождения новой эстетики. 1960-е – первая половина 1970-х – период обобщенного образа соцреализма, в широком понимании называемого «суровым стилем». Вторая половина 1970-х – 1980-е – тяготение к театрализации, «эзопову языку» и гротеску, а также к камерному чувству индивидуальности взамен громких деклараций, 1980-е – начало 2000-х – полистилистка, размывающая границы живописи от фотореалистических опытов до оптических возможностей плоскости-пространства и декоративного пятна. «Современное классическое» искусство – полифонический спектр поля творческих высказываний, колеблющийся в диапазоне от сильного влияния фото- и цифрового искусства до возвращения, уже на новом витке, к живому чувству подлинного человеческого переживания, свойственному произведениям, созданным в русле традиции. И в каждый из этих периодов истории искусства семья Попковых вносит заметную лепту.

 

Творчество Владимира Сергеевича Буланкина(1921-1974) – плоть от плоти своей эпохи: эмоциональная, плотная, нарядная, звонкая московская живопись проявляется как в программных произведениях на тему ленинианы («Ленин среди детей» («Снегири») 1959 года и другие работы), так и в полных жизни, эмоциональных пейзажах-настроениях, написанных с натуры. И в большой картине, и в сюжетной композиции, портрете, пейзаже, натюрморте чувствуется свободное мастерское письмо, но без авторского самовыпячивания,– оно подчинено правде передачи характера и цвета, объему и пространству, органичной сцепленности всех элементов холста.

 

Виктор Ефимович Попков(1932-1974) – знаковая фигура, в первую очередь, для 1960-х – 1970-х годов, и его влияние на живопись не только московской школы, но и отечественной живописной школы в целом – самостоятельная пластическая линия, актуальная и по сей день. Художнику удалось повернуть пафос изображения деревенского быта, сурового севера, будней городской повседневности в трагически-возвышенные картины-предстояния, монументальные живописные панно, где выразительность образа возводит частное переживание до общего и вселенского («Шинель отца» (1970-1972, ГТГ), «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973, ГТГ), а декоративность подхода, локализация крупных пятен и уплощение объемов делают живописную ткань повествованием подлинного мистического переживания, – медиатор, пронзительно-трагически живущий и пишущий оголенным нервом всего своего существа.

 

Творческий путь Клары Ивановны Калинычевой (1933-1999), супруги Виктора Попкова – путь художника, который трансформировался от раннего творчества, под сильным влиянием мужа, к обретению собственного узнаваемого авторского почерка. Начав в 1957 году сотрудничество с издательствами «ДЕТГИЗ» (впоследствии «Детская литература»), «Малыш», она не только создавала иллюстрации для книг «Усатый полосатый» С.Маршака, «Веснушки-хитрушки» Л.Шикиной, «Цветочные часы» М.Файзуллиной и других.

В её работах колоссальное значение играет основной светлый тон, на фоне которого проступают подмеченные наблюдательным взглядом художника характеры. Она много внимания уделяет ритму и принципам подобия: архитектуры – людям, зверят в зоопарке – пришедшим на экскурсию детсадовцам. Притом её интересует не только и не столько пластическое противопоставление, сколько смысловое соответствие персонажей и окружения. В натурных работах, при редуцированной палитре, присутствует внимание к силуэту пятна и цветовой поддержке одного цвета другим – основной цветовой доминанты и её отзвука-повторения.

Юрий Николаевич Попков (род.1954) – не только известный московский художник, узнаваемый своими декоративно-плоскостными философскими картинами-размышлениями, написанными одновременно с тёплым юмором и нотами светлой печали, но и как автор книг, а также один из основателей газеты «Мир живописи» и издательства «Живопись-Инфо 2010». Общественный деятель, автор публикаций в журналах, газетах, каталогах.

Творчество Юрия Попкова – место встречи человека и его представления о мире, каким он должен быть: гармоничным, светлым и наполненным смыслом. Его произведения – это картины-путешествия, в пространстве которых пейзаж соединяется с интерьером, ангелы разговаривают с людьми, а края предметов очерчены контуром, словно перегородчатые эмали или витражи. В его работах – созерцание, динамика, скрытая в статике, жизнь в особом спокойном измерении – вне времени. А главное – предощущение чуда.

 

Алексей Викторович Попков (род. 1958) формировался как художник в сочетании московской и ленинградской школ. Его натюрморты, выполненные как в современной трактовке наследия «малых голландцев», так и изобильных фламандских, привлекают взгляд зрителя своей внимательной детализацией и сделанностью – иллюзией того, что их можно коснуться. В этюдном пейзажном письме Алексей Попков отходит от скрупулёзности отделки, в натурных этюдах он предпочитает передачу испытанного впечатления, которое надолго сохранит следы памяти на холсте.

 

Образность пластического языка Ирины Владимировны Попковой (род. 1960) состоит в сочетании пристального наблюдения за окружающим миром и его карнавализации. В своих героях автор улавливает приметы времени, черты преходящего дня, неизменно соотнося их с архетипическими, из века в век повторяющимися образами – прекрасных влюбленных, всегда и по любому поводу заботливых матерей, озадаченных папаш, судачащих базарных сплетниц и скучающих дам.

Любого из персонажей её произведений интересно разглядывать, у неё не бывает «просто» стаффажной фигуры: в деталях и нюансах кроется психология каждого действующего лица, окуная зрителя в атмосферу меняющегося на глазах образа человека. Гротескный, но позитивный юмор позволяет художнику вскрыть среднестатистическую реальность так, что зритель в одном из изображений непременно узнает и себя.

 

Алексей Юрьевич Молодцов (род. 1977) работает в различной стилистике, ему свойственна как темпераментная манера письма, внахлёст, с широкими эмоциональными росчерками, так и метод почти импрессионистического раздельного мазка, а также сдержанная манера копииста. Пейзажи, выполненные художником, сохраняют впечатление натурного этюда. Избегая жестких контуров, Алексей Молодцов формирует у зрителя ощущение свежести от мимолетно подсмотренного мотива.

 

Дарья Юрьевна Попкова (род. 1979) избрала основными векторами своего творчества - тему материнства и детства, а авторским наблюдением – тему игры света. Редкая её работа не содержит геометрию солнечных лучей, пронизывающих или рисующих пространство, - и в портрете, и в интерьере, и в натюрморте. Нередко создается впечатление, что именно рисующий свет, - будь то тень от крестовины подрамника в портрете отца или линии играющего солнца в работе с приоткрытой форточкой, - и являются её истинными героями. Наблюдённые жизненные камерные сюжеты и непридуманные натюрморты в мастерской сочетаются в ее произведениях с динамичной декоративностью и композиционно-конструктивным решением холста.

 

Несмотря на то, что Мария Юрьевна Попкова (род. 1994) ещё только формулирует русло своего будущего творческого развития: область ее интересов – эксперимент, поиски собственного художественного высказывания,– тем не менее, её работы направлены на оригинальность и внятность считывания. Лапидарность трактовки формы, замыкание силуэта внутри себя самого при сохранении объема на чистой плоскости – по-своему диагностируют образ современника. Полиграфическое качество аватара в условиях человеческой разобщенности.

 

При поколенческой неоднородности и причастности к различному художественному опыту, а также векторам своих almamater: для кого-то это Институт имени В.И.Сурикова, для кого – МСХШ, а затем Академия имени И.Е.Репина, для кого – в первую очередь, МАХУ памяти 1905 года, МГГУ имени М.А. Шолохова или авторитет родительского наставничества, – знак несомненной жизненной удачи – чувствовать общность семьи, где все говорят на понятном друг другу языке.

 

Выставка живописи «Дом творчества семьи Попковых» – это поистине живая и богатая история, у которой впереди ещё много интересных творческих страниц.


Место
ул. Кузнецкий Мост, д. 11
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве
12 марта, 19 марта ...
08 марта, 23 марта ...
01 марта, 20 апреля ...
02 марта, 07 марта ...
01 марта, 15 марта ...
14 марта, 13 апреля
01 марта, 02 марта ...
02 марта, 28 марта ...
Мар
11
Мар
12
09 марта, 30 марта ...
01 марта, 12 марта ...