Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» Юрий Башмет, дирижёр Евгений Миронов (художественное слово) Мария Смольникова (художественное слово) Режиссёр — Марина Брусникина В программе: Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» Гоголь — Фрагменты из поэмы «Мёртвые души» Спектакль-концерт проходит без антракта. Юрия Башмета связывали с Альфредом Шнитке годы дружбы и самого тесного сотрудничества. Первый исполнитель и вдохновитель знаменитого Альтового концерта, мастер, которому композитор дал безоговорочный карт-бланш («Я разрешаю тебе любые ревизии. Хочешь, играй fortissimo там, где написано piano, потому что ты суть не нарушаешь»), не мог пройти мимо юбилея Шнитке. Совместно с замечательным актерским дуэтом — Евгением Мироновым и Марией Смольниковой — он представляет спектакль-концерт в день 90-летия со дня рождения композитора. В постановке Марины Брусникиной «Видный миру смех и неведомые ему слезы» (названной цитатой из «Мертвых душ» Гоголя) оркестр «Новая Россия» исполняет музыку к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», а с ней со сцены звучат бессмертные гоголевские строки. Избранные фрагменты поэмы «Мертвые души» поражают своей вневременностью и актуальностью, а музыка Шнитке — точностью попадания в образ. Наследие Николая Васильевича Гоголя всегда интересовало Шнитке. К творчеству великого писателя он обращался неоднократно, ценя в его сочинениях «столкновение возвышенного и низменного, зашедшее, быть может, дальше, чем у его современников и повлиявшее потом на всю литературу XIX века, на Достоевского», «жанровую многоплановость, использование банального в качестве вполне легального литературного материала». Первым сочинением Шнитке по Гоголю стала музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке: в 1978 году он написал ее по просьбе режиссера Юрия Любимова. Несколько лет спустя Михаил Швейцер начал работу над телевизионным сериалом «Мертвые души», музыку к которому он попросил написать Шнитке. В 1981 году Геннадий Рождественский составил из музыки к «Ревизской сказке» симфоническую «Гоголь-сюиту» — под наблюдением и с одобрения Шнитке, чьими соавторами не раз становились исполнители. И хотя в основу сюиты легла музыка прикладного характера, в ней как в капле воды отразилось все творчество мастера.