Выставка фотографа и историка современной архитектуры Николая Васильева посвящена архитектуре мемориалов Великой Отечественной войны. За восемьдесят лет, прошедших со дня Победы в сотнях городах, тысячах поселках и деревень появились мемориалы ушедшим на фронт и так и не вернувшимся соседям, братьям, мужьям, сыновьям, а иногда и просто умершим от ран в госпитале или по пути в тыл.
Мемориалы и памятники теоретик искусства и архитектуры Джон Рёскин выделял в один из пяти отдельных видов зодчества, со своими правилами и принципами – и художественной выразительности, и синтеза искусств – чаще всего архитектуры и скульптуры, и взаимодействия с городской средой или природным ландшафтом.
Почти все выбранные для съемок объекты были зафиксированы фотографом «на всякий случай» – в рамках поездок по стране: экспедиций, посещения научных мероприятий или просто в отпуске.
Типология архитектурных форм советских и постсоветских военных мемориалов чрезвычайно многообразна, многие из них создавались архитекторами и художниками, прошедшими войну, пик их возведения приходится на 1960-е и 1970-е годы – время появления первой исторической дистанции и расцвета новой культуры и политики памяти. Публикации и экранизации произведений «лейтенантской прозы», и монументализации форм во всей советской архитектуре.
Модернистская архитектура, зачастую отрицая фигуративность в искусстве, требовала создания выразительной формы, которая, лишь в меньшем масштабе, на уровне простого зрителя, горожанина, туриста, ветерана дополнялась барельефами, геральдикой, мозаикой … Тем не менее ставшая символом памяти о вкладе нашей страны в Победу во Второй Мировой войне,
Сталинградская битва была увековечена гигантской ростовой скульптурой – части огромного мемориального комплекса. Возникнув не сразу после войны, мемориал Мамаева Кургана стал тем образцом, с которым сравнивают, на который равнялись и равняются создатели других памятников. Несмотря на всё возрастающую дистанцию, уход из жизни не только рядовых участников войны, но и достигших больших постов военачальников, в начале XXI века мемориалы участникам Великой Отечественной войны продолжают строиться, хотя позднейшие трагические события так же требуют увековечивания.
Многие авторы монументов, архитекторы и художники сами прошли войну. Создатель самого известного из них, Мамаева Кургана скульптор Евгений Вучетич поселился после войны близ Тимирязевки. Были участниками войны и его соседи по Соломенной Сторожке, и многие другие жители района – тогда совсем молодые люди. Их судьбе в войне, боевому пути, жизни в тылу и на фронте, гибели или счастливого возращения домой посвящен второй, местный слой выставки. Этот материал представлен в личных письмах и других семейных реликвиях некоторых жителей.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.