
05:30-01:00
Одна из наиболее впечатляющих станций московского метрополитена была открыта 13 марта 1938 года. Свое название она получила в честь площади, на которую выходила. По многочисленным версиям, самой площади имя досталось в память о Февральской революции 1917 года.
Как создавалась «Площадь Революции»
В 1934 году на конкурсе проектов будущей станции победил архитектор и градостроитель Алексей Душкин, чье имя прочно связано со строительством метро, а работы признавались одними из лучших в стране. Первоначально облик станции был иным — не предполагалось никаких статуй, вместо них планировалось сделать барельефы на революционную тематику. Однако ни один из представленных вариантов Душкину не понравился. Именно тогда было решено обратиться к скульптору Матвею Манизеру, который и предложил украсить станцию композицией из бронзовых фигур, объединенных темой революции, Гражданской войны и мирного довоенного времени. Однако архитектор идею не поддержал. По его мнению, предложенный дизайн был больше характерен для зала Пушкинского музея, чем для станции метрополитена. Душкин писал: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно». Однако начальству идея Манизера понравилась, и он незамедлительно приступил к работе.
Вместе со своим коллективом художник разработал серию эскизов скульптур, из которых были утверждены 24 темы для фигур, а реализованы только 20 — на станции 40 арок, в каждую из них предполагалось установить по две бронзовые фигуры. Всего скульптур 76: восемнадцать образов повторены в четырех одинаковых статуях, две — только дважды. Скульптуры в хронологическом порядке показывают события с октября 1917-го до момента установки композиции в декабре 1937 года.
Чтобы разместить в арках фигуры, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Это вызвало возмущение у чиновников и множество саркастических шуток у простых граждан, говоривших, что композиция в точности изображает советский народ, который или «сидит», или стоит на коленях. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов больше не возникало.
Начиная от западного эскалатора станции, две арки посвящены теме Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны — в них располагаются скульптуры красногвардейца с гранатой и солдата с винтовкой. Три следующие ниши раскрывают тему обороны страны после Гражданской войны. Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой. Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. В последней нише — фигуры пионеров-авиамоделистов и пионеров-географов.
Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В.Жуков: «…Смотрю на товарища Сталина, и кажется мне, что наша станция ему понравилась… Иосиф Виссарионович отходит на несколько шагов, вглядывается в образы борцов за советскую власть и говорит: “Замечательно! Как живые…”».
С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий.







