«Венская народная комедия»
Венская народная комедия – явление, с одной стороны, вполне традиционное, аналоги которому можно найти в любой европейской национальной культуре, но, с другой стороны, совершенно беспрецедентное, ставшее, при всей своей несерьезности, австрийской классикой.
Венская народная комедия заявила о себе в начале XVIII века. За время своего существования она прошла несколько этапов развития, каждый из которых придавал ей новые черты, обогащал новыми жанровыми формами, рождал новые комические фигуры. Венская народная комедия знала периоды необыкновенной популярности, значительно превосходившей популярность официального театра, но знала также периоды спада и увядания. На ее долю выпадали гонения как со стороны критики, так и со стороны властей, она сталкивалась с цензурными запретами, причем они распространялись не на отдельные пьесы или попавшие в немилость фигуры, а на все явление целиком, как это случилось, например в середине XVIII века. Но при этом венской народной комедии обязаны своим существованием такие, казалось, бы далекие друг от друга явления, как «Волшебная флейта» Моцарта и театр абсурда XX века (по меньшей мере немецкоязычный) …
Иоганн Нестрой и Вензель Шольц. Раскрашенная гравюра на меди. 1834 г.
В сумме все три слова в названии явления – венская народная комедия – исчерпывающе передают ее суть и содержание, но взятые по отдельности они парадоксальным образом противоречат реальности. Составляющие венской народной комедии «разбросаны» по всей Европе, в ее формировании «поучаствовали» многие национальные театральные традиции – французская, английская, итальянская, немецкая, но само явление, тем не менее, оказалось «венским»... Венская народная комедия совершенно не опиралась на народные формы театрального творчества, на фольклор, наоборот – ее творили преимущественно профессиональные драматурги и актеры, но «народной» она стала потому, что в первую очередь ей рукоплескал простой зритель, зритель из народа, хотя среди этой «народной» публики встречались даже члены императорской династии... «Комедия» тоже не совсем точное определение, поскольку именно посредством высокой комедии (как ее понимали просветители и классицисты) ее пытались изгнать с венских подмостков…
Лекторий ГИИ является частью образовательного проекта "Время.Искусство.Знания.". Узнать подробнее про образование в институте:
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.