Что может объединять творчество, казалось бы, совсем разных по духу композиторов — Шостаковича, Шумана, Шопена? На концерте прозвучат знаменитые квартеты композиторов, которые неслучайно объединились в одной программе под названием «В звуках шума и шёпота». Советский композитор Дмитрий Шостакович (1906–1975), казалось бы, далёк от романтиков: в своей музыке он отражает трагедии и победы всего ХХ века. Но 6-й соль-мажорный квартет, написанный в 1956-м, — лирическая страница в его творчестве. В стране наступила «оттепель», с композитора сняты все обвинения в формализме, он уже признанный властями классик. Мало того, Шостакович только что повторно женился (на молодой сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой) и пишет 6-й квартет во время медового месяца летом 56-го на даче в Комарово, под Ленинградом. Конечно, Шостакович остаётся собой: и в этом произведении хватает «шума и ярости» — воспоминаний об отгремевшей войне и прошедших репрессиях. Однако все четыре части квартета — уникальный в истории музыки случай! — заканчиваются одинаково: умиротворяющим мажорным шёпотом... Гениальный австриец Франц Шуберт (1797–1828) считается первым композитором-романтиком. А его 12-й квартет, написанный в 1820-м году, часто называют первым романтическим квартетом в истории музыки. Романтики, в отличие от венских классиков — например, Бетховена, которого Шуберт, живший также в Вене, боготворил, поставили в основу творчества душу человека с её переживаниями и страстями. Вот и переживания самого Шуберта (а композитор прожил короткую трагическую жизнь) отразились в его 12-м квартете. Квартет так и начинается — от шёпота к крику. Как раз в 1820-м году Тереза Горб, единственная девушка, которую любил Шуберт, вышла замуж за другого. Шуберт был беден, в его доме одно время даже не было пианино, и он сочинял, играя на гитаре. И мать Терезы настояла, чтобы дочь стала женой богатого кондитера. В музыке квартета борются две темы — гнетущая трагическая и светлая тема далекой мечты. А какая из них побеждает, узнают слушатели, пришедшие на концерт. Шуберт не стал заканчивать 12-й квартет. Впрочем, 1-я часть является вполне завершенным произведением. В музыкальной литературе за ним так и закрепилось название — Quartett-Satz («Квартет-часть»). Ещё один крупнейший романтик, немецкий композитор Роберт Шуман(1810—1856) пишет свой 2-й струнный квартет в светлый период жизни, в 1842-м. Он только недавно женился на красавице-пианистке Кларе Вик, он ждёт первенца и полон творческих планов. Шуман издаёт в Лейпциге авторитетный журнал о музыке, ему предлагают преподавать в местной консерватории. Мажорная и порой танцевальная музыка квартета подчеркивает этот светлый настрой. Впрочем, слышны и тревожные нотки уже проявлявшейся тяжелой психической болезни, которая приведёт композитора к ранней гибели... Исполнители Струнный квартет «Максима» в составе: Дмитрий Филипченко — скрипка; Мария Касаткина — скрипка; Наталья Югай — альт; Сергей Пантелеев — виолончель. Коллектив был основан в 2010 году музыкантами ведущих оркестров Москвы. Максима — самая долгая нота в средневековой системе нотного письма. А также — основной принцип, жизненное правило. Принцип квартета «Максима» — исполнять серьезную, и в то же время вызывающую искреннюю любовь слушателей музыку. Программа: Д. Шостакович — Квартет № 6 соль мажор; Ф. Шуберт — Квартет № 12 до минор; Р. Шуман — Квартет № 2 фа мажор.