24 прелюдии для фортепиано. В юбилейный год Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943), ровно в день его рождения Москонцерт предлагает публике программу-антологию из 24 прелюдий этого композитора. Идея 24 прелюдий одна из самых известных в мире музыки. Начало положил И. С. Бах циклом «Хорошо темперированный клавир», два тома которого составлены из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. В ХIХ веке Шопен эмансипировал жанр «прелюдии» в соответствии с запросами эпохи романтизма. Именно в таком виде «24 прелюдии» проникли в творчество Дебюсси, Скрябина, а позже, вернувшись к баховскому прототипу — «прелюдия и фуга» — продолжились в фундаментальных циклах Шостаковича и Щедрина. В творчестве Рахманинова прелюдии стали синонимом «миниатюры». Композитора занимала не традиция обязательной «пробежки» по 24 тональностям, и даже не идея создания полноценного авторского цикла. Рахманиновские прелюдии — это мгновенные зарисовки настроения, завладевшего композитором, маленькие лирические репортажи об обстоятельствах мест и времени, в которых они сочинялись. Это могла быть Москва конца ХIХ века или усадьба Бекетовка начала ХХ века, это могла быть эффектная концертная миниатюра или фортепианный текст почти дневникового содержания. И все-таки в двадцати четырех прелюдиях Рахманинова пианистка Валентина Лисица предлагает услышать целостность, некий объединяющий смысл. «Прелюдии хорошо слушаются именно циклом, хоть и не были так задуманы, — считает исполнительница. Играть их буду подряд, не снимая рук и без аплодисментов между ними». Программа С. Рахманинов — Прелюдия op. 3 № 2 до-диез минор — Прелюдии op. 23 № 1. Фа-диез минор № 2. Си-бемоль мажор № 3. Ре минор № 4. Ре мажор № 5. Соль минор № 6. Ми-бемоль мажор № 7. До минор № 8. Ля-бемоль мажор № 9. Ми-бемоль мажор № 10. Соль-бемоль мажор — Прелюдии op. 32 № 1. До мажор № 2. Си-бемоль мажор № 3. Ми мажор № 4. Ми минор № 5. Соль мажор № 6. Фа минор № 7. Фа мажор № 8. Ля минор № 9. Ля мажор № 10. Си-бемоль минор № 11. Си-бемоль мажор № 12. Соль-диез минор № 13. Ре-бемоль мажор Исполнители: Валентина Лисица (фортепиано)