27 октября в Культурном Центре Посольства Армении в России пройдет показ фильма «Цвет граната». Выступление киноведов и обсуждение с залом.
В «Цвете граната» С. Параджанов обращается к духовному миру армянского поэта Саят-Новы и, используя его стихотворения, описывает жизненный путь творца от детства до службы в монастыре. Таким образом, перед зрителем открывается Восток XVIII века, размышления поэта о жизни раскрываются через визуальный ряд, полный символов и аллегорий. Правильная их интерпретация помогает понять первоначальный замысел режиссёра.
Саят-Нова, поэт и монах, подобно всем великим странникам в мире духа, пытается определить конечный смысл бытия, высшую грань в шкале ценностей. Для этой цели Параджанов выводит на первый план фактурные, цветовые, пластические соотношения неодушевленных предметов: плодов, шерсти, дерева, глины. Варварской остроты и значительности образ плод граната — знак Жизни, и обагренный кинжал — знак Смерти — становятся посылом к противостоянию. В первых же кадрах фильма кровавым пятном на белом холсте растекается сок граната. Далее, и в сценарии, и в фильме, конфликт между мирским и духовным, Жизнью и смертью развивается в классическом обозначении красного и черного.
Сок граната и алая кровь, обагрившая кинжал, одного цвета. Но если алый цвет сока — это цвет Жизни, то кровь, залившая кинжал, — это знак Смерти... Жизнь и Смерть — две основы бытия — сроднились цветом, бросая вызов друг другу.
Тема любви тесно переплетается с темой поэзии: «Слова бессильны пред тобой! Как алый лик твой описать?» Цвет в фильме также многозначен, и алый в данном контексте символизирует любовь, пламя и страсть. Несмотря на статичность кадров, фильм отсылает к движению и особенной пылкости: мы видим это в демоне страсти, танце персидских масок.
Символ окна тоже важен и по-разному может быть интерпретирован: можно сказать, что книги, к которым обращается режиссёр на протяжении всего фильма, служат окном в другие миры. Некоторые отмечают, что окно — это своеобразная клетка, не случайно в одной из сцен, существующих вне прогрессирующего действия, появляется соловей, который хочет, но не может улететь. Значительную роль в символической части фильма играет еда: гранаты, виноград, хлеб, рыба. Гранат, вынесенный в название фильма, означает единство Вселенной и Библии. Издавна он символизировал пищу, причастившись которой можно обрести связь с миром мертвых, некоторые определяют его как символ вечной жизни. Виноград является олицетворением плодородия. К виноделию относятся особенно трепетно: на Востоке его до сих пор считают искусством. Хлеб, напоминающий по форме Ладью, и лежащая рядом рыба — библейские символы Иисуса Христа.
Каждая из тем: любовь, музыка, слово — насквозь символичны по-своему, но связаны одной нитью — нитью поэзии, пронизывающей жизнь настоящего поэта от детства до старости. «Поэт умирает, но муза его бессмертна», — именно эту цитату С. Параджанов приводит в конце киноленты. Его особая эстетика и поэтика, отношение к искусству слова становятся предметом исследования современных культурологов и философов, а нам, зрителям, безусловно, нравится смотреть на уникальный статичный визуальный ряд С. Параджанова — гражданина мира, чувствительного к локальным колориту и традициям, привнесшего особое прочтение культуры Востока в историю мирового кинематографа.
— Анна Хачатурян
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.