Теодор Курентзис и musicAeterna: Равель, Респиги, Рубинштейн

Теодор Курентзис и musicAeterna: Равель, Респиги, Рубинштейн
Программа:
Антон Рубинштейн (1829–1894)
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре минор, op. 70 (1864/1872)
Moderato Assai
Andante
Allegro
Морис Равель (1875–1937)
Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» (1912)
Lever de jour. Lent
Pantomime
Danse Générale
«Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M. 72 (1919–1920)
Отторино Респиги (1879–1936)
«Пинии Рима», симфоническая поэма, P. 141 (1924)
I pini di Villa Borghese | «Пинии виллы Боргезе»
Pini presso una catacomba | «Пинии у катакомб»
I pini del Gianicolo | «Пинии холма Яникул»
I pini della Via Appia | «Пинии Аппиевой дороги»
Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис
Солист — Андрей Бараненко, фортепиано
В предновогодней программе оркестра musicAeterna встречаются три «Р»: Рубинштейн, Равель и Респиги. Эта рифма к трем великим «Б» классической музыки звучит несколько парадоксально: Бах-Бетховен-Брамс — своего рода прямая линия престолонаследия в царстве классической музыки. Между тремя «Р» такой очевидной связи нет. Антон Рубинштейн — романтический идеал пианиста-виртуоза с львиной (бетховенской) гривой и мощной харизмой, крепкий наследник немецкой раннеромантической школы, выдающийся российский музыкальный деятель. Морис Равель и Отторино Респиги — представители совсем другого поколения: импрессионисты, освобожденные от оков классической гармонии и формы, открывшие для себя сокровища доклассической музыки и столкнувшиеся с катастрофой Первой мировой войны.
И все же, в трех «Р» просматривается некоторое родство: Рубинштейн как основатель первой в России консерватории передал свою идею-фикс — необходимость профессионального музыкального образования — бывшему оппоненту, Николаю Римскому- Корсакову. Последний — профессор-самоучка, лучший в истории ректор Санкт- Петербургской консерватории и блистательный преподаватель инструментовки и композиции — полгода обучал концертмейстера Мариинского театра, итальянца Отторино Респиги, и уроки Римского-Корсакова будут очень слышны в его «Пиниях Рима». «Русский след» очевиден и в «Дафнисе и Хлое» Мориса Равеля — этот балет заказал композитору Сергей Дягилев, сделавший славу антрепризе Ballets Russes, в том числе, постановкой на музыку «Шехеразады» Римского-Корсакова.
В программе musicAeterna встречаются самые известные сочинения Рубинштейна, Равеля и Респиги. Четвертый фортепианный концерт Рубинштейна снискал успех уже на премьере в 1864 году, а затем широко исполнялся в Европе на протяжении всего XIX столетия. Влияние этого сочинения находят в фортепианных концертах и ученика Рубинштейна — Чайковского, и его недоброжелателя — Балакирева. Оно входило в концертный репертуар Сергея Рахманинова, и это неслучайно. В романтической фортепианной виртуозности Концерта Рубинштейна, в его меланхоличном тоне и пронзительной кульминации первой части, в целом ряде мелодических оборотов слышится будущий Рахманинов: не зря он с таким восхищением отзывался о пианизме старшего коллеги.
Музыку к балету «Дафнис и Хлоя» Морис Равель превратил в две оркестровые сюиты еще до премьеры. Во вторую сюиту вошла третья картина балета целиком. Три эпизода — «Рассвет», «Пантомима», «Общий танец» — живописуют богатыми оркестровыми средствами пробуждение природы и чувств, от первой зари до вакхической пляски, напоминающей о «Половецких танцах» Бородина. «Вальс», также предназначавшийся для труппы Сергея Дягилева, был окончен уже после Первой мировой войны. Эта хореографическая поэма отсылает к наследию Иоганна Штрауса, однако ее безудержная танцевальность имеет темную сторону: «Я задумал апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря», — пояснял сам Равель.
Четырехчастная симфоническая поэма Отторино Респиги «Пинии Рима» имеет ясную, не скрываемую композитором программу. В «Пиниях виллы Боргезе» Респиги буквально рисует оркестровыми средствами жанровую сценку с играми детей в солдатиков. «Пинии у катакомб» представляют собой романтическую картину раннехристианского богослужения с прямыми цитатами из григорианских хоралов. Третья часть — «Пинии холма Яникул» — своей поэзией рассветной природы и пробуждающегося томления напоминает о «Дафнисе» Равеля, но Респиги идет дальше и первым в истории музыки включает в партитуру граммофонную запись соловьиного пения. Наконец, в «Пиниях Аппиевой дороги» невероятно красочный марш римских легионеров звучит сколь торжественно, столь и мрачно: тому способствуют угрожающие звуки буцин — реконструкций античных труб, включенных в оркестровый состав.

Стоимость 2500 - 25000
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Москве в эти выходные

Консерватория им. Чайковского

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве
01 декабря, 22 декабря ...
Ноя
23
27 ноября, 03 декабря ...
Ноя
25
22 ноября, 29 ноября ...
Дек
01
22 ноября, 04 декабря ...
22 ноября, 13 декабря
Дек
06
27 ноября, 13 декабря ...
Ноя
28