Исполнители: Российский национальный оркестр. Дирижёр — Иван Никифорчин Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова. Художественный руководитель — Екатерина Антоненко. Международный день Земли, 22 апреля, ежегодно отмечает годовщину рождения современного экологического движения. Концерт посвящён размышлениям о настоящем и будущем нашей планеты, о неразрывной связи человека и природы. Симфония Антона Рубинштейна «Океан» была впервые исполнена в 1852 году в Петербурге. Это одно из самых значительных и известных сочинений композитора. Несмотря на большой первоначальный успех четырёхчастной редакции, автор переделывал симфонию дважды (в 1863 и 1880 годах), создав сначала шестичастный, а затем семичастный цикл. Симфония повествует об отношениях человека и водной стихии, об их диалоге и столкновениях, о величии человеческого духа, бросающего вызов могучей природной силе. В сочинении немало красивых «морских» звукоизобразительных эффектов и интересных находок, а также ассоциаций с симфонической музыкой эпохи романтизма: от Мендельсона и Шумана до Брамса и Грига. Пётр Чайковский особенно восхищался первой частью «Океана», а всю симфонию в письмах называл «прекрасной». Новаторская хоровая симфония американского композитора Джейка Рунестада и либреттиста Тодда Босса написана в 2022 году и впервые прозвучит в России в Зале Зарядье. Произведение представляет собой пятичастный драматический монолог от имени Матери-Земли. Она рассказывает историю своих детей, всего человечества: от рождения, открытия своей силы и амбициозного стремления к превосходству над природой до причастности людей к глобальным катаклизмам и разрушениям и всеобщей надежды на возрождение и избавление от ран. Earth Symphony по-новому освещает проблему влияния человека на экологию планеты, заставляя острее ощутить вину и почувствовать ответственность за её сохранение и восстановление. В 2022 году симфония Рунестада удостоена международной премии EMMY. В программе: I отделение. Рубинштейн — Симфония № 2 «Океан», ор. 42 II отделение. Рунестад — «Симфония Земли» для хора и оркестра Первое исполнение в России. В программе возможны изменения Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Важнейшую роль в формировании творческого облика коллектива, основанного в 1936 году, сыграла деятельность двух мастеров хорового искусства — первых художественных руководителей хора Н. М. Данилина и А. В. Свешникова. Уже в период становления коллектив уверенно занял позицию флагмана отечественного хорового исполнительства. Многие годы хор служил творческой лабораторией для новой советской музыки. Под руководством Свешникова впервые были исполнены сочинения Шостаковича («Десять поэм на слова революционных поэтов», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над родиной нашей солнце сияет», две обработки русских народных песен), Свиридова («Пять хоров на стихи русских поэтов», «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория»), а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая и других композиторов. Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» Рахманинова, удостоенная множества международных наград. В 1980–2020 годах руководителями Государственного академического русского хора были знаменитые дирижёры: И. Г. Агафонников, В. Н. Минин, Е. С. Тытянко, И. И. Раевский, Б. Г. Тевлин, Е. К. Волков, Г. А. Дмитряк. С августа 2024 года коллектив возглавила Екатерина Антоненко. Российский национальный оркестр Основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. Практически сразу обрёл международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из её ярчайших символов. Российский национальный оркестр (РНО) — первый оркестр в истории симфонических коллективов нашей страны, получивший премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин. РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров и др. С оркестром выступали лучшие дирижёры современности: Кент Нагано, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Владимир Юровский, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с Российским национальным оркестром. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль Российского национального оркестра, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями РНО осуществляет успешную программу звукозаписи. Российский национальный оркестр — участник знаковых культурных акций: Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта (2007), благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии (2009), и др. Российский национальный оркестр — участник множества значимых фестивалей в России и за рубежом. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. Сезон 2024–2025 РНО и Александр Рудин открыли Фестивалем РНО, который прошёл в Московской филармонии в обновлённом формате. В фестивале приняли участие дирижёры Филипп Чижевский и ФёдорФедорФедор Безносиков, певцы Екатерина Семенчук, Мария Баракова, Сергей Скороходов, Антон Бочкарёв, Михаил Петренко, Альбина Шагимуратова, пианист Борис Березовский, контрабасист Григорий Кротенко, актрисы Дарья Мороз и Сати Спивакова. Осенью 2024 года Российский национальный оркестр предпринял масштабный азиатский гастрольный тур. РНО первым среди отечественных симфонических коллективов выступил во Вьетнаме. Концерты были посвящены 70-й годовщине освобождения Ханоя и проходили в рамках Vietnam Airlines Classic — Hanoi Concert, ежегодного фестивального проекта, на котором выступают лучшие оркестры мира. Затем последовали гастроли в КНР, которые стали важной частью программы перекрёстного года культуры России и Китая. Иван Никифорчин — Родился в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др. Лауреат I Международного музыкального конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С. В. Рахманинова (II премия и серебряная медаль, 2022), Международной премии имени Бориса Чайковского (2019). Обладатель Гран-при Международного фестиваля современного искусства Magnum Opus Николая Хондзинского (2021). Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Академии русской музыки, объединяющей камерный оркестр и хор. В репертуаре коллектива — сочинения композиторов разных эпох: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Мегюля, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена, Мессиана и других авторов XX века. Под руководством Ивана Никифорчина Академия русской музыки осуществила российские премьеры оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов ХХ—XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Галынина, Вайнберга, Бунина, Попова, Уствольской, Абдокова; камерно-оркестровые транскрипции Баршая. Сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия — Германия — Италия) и The Boris Tchaikovsky Society, под эгидой которых осуществил первые мировые записи всех камерно-оркестровых партитур и струнно-смычковых ансамблей Галынина и первую запись полного собрания хоровых сочинений Лядова (оба диска — для британской фирмы Toccata-Classics, London). Проекты отмечены Международной премией «Чистый звук» за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки и названы порталом Music Web International «дисками года» (2020, 2021). Осуществил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, ор. 26, Моисея Вайнберга. После премьер Баршая 1960-х годов первым исполнил многие камерно-оркестровые партитуры Пейко, Бунина, Вайнберга, Локшина, Волконского и других авторов. Руководит оркестровым абонементом Московского международного Дома музыки «Великие страницы русской музыки ХХ столетия». Дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. С 2022 года преподаёт оперно-симфоническое дирижирование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным академическим симфоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», ГАСО Республики Татарстан и др. С 2024 года — художественный руководитель и дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра.
Российская государственная библиотека совместно с Московским музыкальным обществом представляют культурно-просветительский проект Открытая сцена. 18 апреля …