Окунитесь в волшебный и фантастический мир музыки гениального Роберта Шумана и перенеситесь в причудливые образы и атмосферу эпохи раннего романтизма. Исполнители: Пётр Аверин — фортепиано; Михаил Мисенко — фортепиано; Елена Дроздова — фортепиано. Программа: 1 отделение Р. Шуман — Креслериана op. 16. Исполняет Пётр Аверин — фортепиано; Р. Шуман — «Фантастические пьесы» op. 12. Исполняет Михаил Мисенко; 2 отделение Р. Шуман — Симфонические этюды op. 13. Исполняет Елена Дроздова — фортепиано. «Крейслериана» — это фортепианный цикл из восьми фантазий, пожалуй, самое знаменитое сочинение Роберта Шумана. Если «Симфонические этюды» можно отнести к Флорестану, то «Крейслериана» — это Эвсебий. В письмах того времени Шуман пишет, что его фантазия ничем так не окрыляется, как напряжением и тоской по нереализованной пока влюбленности, его буквально разрывает от избытка музыки в нем. «Крейслериану» Шуман писал с влечением и, по его словам, всего за несколько дней. Его название отсылает к первой новелле из «Фантазий в манере Калло» Гофмана — «Музыкальным страданиям капельмейстера Крейслера». Иоганнес Крейслер становился маской Гофмана, когда тот желал говорить о музыке или сочинять её. Гофман — один из самых ярких немецких писателей своего времени, но человек с не очень счастливой судьбой. Он с самого детства интересовался музыкой, живописью, литературой. Но он выбрал карьеру юриста и потом всю жизнь пытался выбраться из рутины дел, зарабатывать искусством, но этого у него не получалось. Гофман постоянно был вынужден где-то служить, при этом много времени проводил в кабаках. В то время было несколько видов досуга: аристократические салоны, куда пускали не всех, мещанские общества, к которым Гофман питал отвращение, а также заведенья, где собирался всякий сброд, но по крайней мере без ненавистного мещанского духа. Большая часть жизни Гофмана прошла в таком режиме: по вечерам сидел в кабаках, выпивал, возвращался домой и писал, с утра шёл на службу. Таким образом писатель «сжёг» себя и умер в 46 лет. Иоганн Крейслер как герой впервые появляется в произведении «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганна Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот Мурр — это реальный кот, который жил у Гофмана и умер от болезни, а писатель посвятил ему произведение. «Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа. В 1837 г. Роберт Шуман создаёт одно из наиболее монументальных и масштабных своих произведений для фортепиано — «Симфонические этюды». Изначально Шуман воспользовался темой барона Фрикена, музыканта-любителя и опекуна его кратковременной невесты Эрнестины фон Фрикен. Первоначальное название было несколько иным и связывалось с именами персонажей из «Давидсбунда» — «Этюды в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Такое заглавие (как и окончательное) свидетельствует о том, что композитор намеревался подчеркнуть в своем творении тембровое богатство фортепиано, оркестральность его звучания — и это намерение было блестяще реализовано: в фортепианной фактуре можно услышать и приемы, характерные для кларнета и фагота, и «скрипичные» пассажи, и «виолончельную» кантилену. Но не только с этим связано слово «симфонические» в заглавии произведения — оно подчёркивает масштабность формы, ведущую роль сквозного развития. Образное содержание «Симфонических этюдов» Шуман сформулировал следующим образом: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие». Это намерение осуществляется посредством вариационной формы. марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес«. В публикацию 1837 года вошли только 11 вариаций из 16-ти. Однако Иоганнес Брамс при подготовке переиздания Этюдов в 1891 году восстановил пять этюдов, исключённых Шуманом. В дальнейших переизданиях зачастую пять «дополнительных», «посмертных» этюдов помещают после основных, при исполнении же пианисты часто вставляют их между любыми из 12. «Фантастические пьесы» — цикл создан в 1837 году. Фантастические образы характерны для искусства романтизма, не является исключением и творчество Роберта Шумана. Но фантастика в его произведениях преломляется по-особому — не столько обращение к легендам и сказкам, сколько собственная игра воображения, зачастую весьма причудливая. Творческая задача цикла — раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью. Каждая из восьми пьес цикла — выражение глубокого сосредоточенного лиризма, он проявляется в бурно-драматических вспышках («Порыв», «Ночью»), в просветлённой созерцательности («Вечером»), в фантастических видениях («Сновидения») и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»), так же как и в лирико-философском раздумье («Отчего?») или в обращении к песенности («Последняя песня»). Елена Дроздова — российская пианистка, принадлежащая безусловно к лучшим классическим музыкантам своего поколения. Обладает неповторимой творческой индивидуальностью, способной увлечь слушателя в глубины и просторы музыкальных миров.Елена — лауреат многих международных фортепианных конкурсов, в том числе и конкурса им. Ференца Листа в Венгрии. Невероятная способность погружаться в музыку так, как это делает она, а также искрящаяся виртуозность-свойственны только самым выдающимся музыкантам. Окончила Российскую академию музыки в Москве, класс проф. В.М. Троппа. Выступала на лучших площадках России и за рубежом, таких, как-то: Светлановский, Камерный и Новый залы Московского Международного дома музыки, Большой Зал Московской консерватории, Консерватории, Большой Зал филармонии в Будапеште, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Варшавская филармония и др. Пётр Аверин — блистательный виртуоз и выдающийся интерпретатор сочинений Франца Листа. В репертуаре пианиста есть все венгерские рапсодии композитора! Обладает яркой и глубокой индивидуальностью, его игре свойственен пианистический масштаб и имправизационность повествования. Михаил Мисенко — исполнитель с собственным индивидуальным почерком. Под его руками композиторы буквально оживают, особенно самобытно пианисту удаются барочные произведения и произведения композиторов-романтиков. Что и неудивительно: наставник Михаила из Музыкальной академии профессор Букач В.Г. учился у одного педагога с выдающимся пианистом и потрясающим интерпретатором барочной музыки, Григорием Соколовым. Михаил Мисенко ведёт активную концертную деятельность и является лауреатом международных конкурсов, успешно гастролируя по России и за рубежом.