Сюрреалистическая, в высоком смысле наивная и потому бесконечно трогательная история. Главный герой «Школы для дураков», от лица которого ведётся повествование — ученик Такой-то, мальчик с нелинейным восприятием времени и раздвоением личности. Он вспоминает детство, когда учился в школе, и вспоминая, описывает и комментирует мир, в котором прошедшее время то и дело путается с настоящим. Первый роман Саши Соколова (1973), называют одним из важнейших событий в русской литературе ХХ века. Его высоко оценил, к примеру, Владимир Набоков, а выдающиеся теоретики обнаруживают в нетривиальном по структуре произведении стремление прорваться к невидимым основам действительности. Литературовед Вольфганг Казак отмечал, что языковые игры и композиционные сдвиги в романе порождают «внелогические открытия фундаментальных взаимосвязей». Именно такие взаимосвязи уже несколько десятилетий исследуются Юрием Погребничко на территории театра. Закономерно, что в постановке «Школы для дураков» режиссеру не потребовались никакие дополнительные источники.